26.11.2021
1 962

Вымирание гигантских травоядных связали с пожарами

4.6

Ученые обнаружили, что исчезновение мамонтов и других животных, которые паслись на открытом пространстве, вызвало обширные пожары, а вымирание мастодонтов и других травоядных леса — нет.

Вымершие 20-30 тысяч лет назад Bison latifrons достигали в холке более 2,5 метра и могли набирать больше двух тонн / ©Guilherme Gehr / Автор: Pinaria Caprarius

В течение последних десятков тысяч лет с лица Земли исчезли многие крупные травоядные, служившие важной частью древних экосистем. Изменения климата, появление более приспособленных конкурентов, влияние человека — все это привело к вымиранию мамонтов, длиннорогих бизонов, мастодонтов, диких лошадей и других крупнейших животных, которые паслись в степях и прериях, саванне и тундре. И вскоре по этим территориям прокатились мощные пожары. Такую связь продемонстрировали авторы новой статьи, опубликованной в журнале Science.

Команда ученых во главе с Элисон Карп (Allison Karp) из Йельского университета составила детальный список крупных травоядных млекопитающих, вымерших между шестью тысячами и 50 тысячами лет назад на четырех континентах с обширными пастбищными пространствами. Статистика показала, что сильнее всего процесс затронул Южную Америку, где исчезло 83 процента таких видов, а также Северную Америку (68 процентов). В Австралии за тот же период вымерло только 44 процента травоядной мегафауны, а в Африке — вовсе 22 процента.

Далее ученые сопоставили сроки исчезновения пастбищных великанов с данными о древних пожарах, которые получили из анализа осадочных пород, сохранившихся на дне водоемов. Информация, полученная при изучении более чем 400 образцов из разных частей мира, неплохо отражает картину региональных природных пожаров в разные периоды прошлого. И действительно, присутствие ключевых травоядных коррелировало с распространением пожаров, которые везде активизировались вскоре после их вымирания. При этом сильнее всего огонь затронул Южную и Северную Америку, где такие животные пострадали больше. В Африке пожары усилились совсем незначительно.

А вот вымирания травоядных великанов, живших в лесах, столь «огнеопасного» влияния не имели. Ученые показали, что исчезновение таких животных, как мастодонты, дипротодоны и гигантские ленивцы, не приводило к существенному распространению лесных пожаров. «Такие вымирания провоцировали целый каскад последствий, — говорит Элисон Карп. — Изучение этих эффектов позволяет лучше понять, как сегодня травоядные определяют глобальную экологию».