20 сентября
Анна Новиковская

Последствия вымирания мегафауны: какими будут экосистемы без носорогов и львов

4.5

До появления современного человека на Земле жило множество видов крупных млекопитающих, от мамонтов и огромных вомбатов до смилодонов и гигантских ленивцев. Теперь мегафауна сохранилась преимущественно в Африке, но и на Черном континенте ее существованию угрожают браконьерство, разрушение среды обитания и изменения климата. Какими будут экосистемы, когда исчезнут последние гиганты?

Сегодня по Африке еще бродят крупные животные, такие как слоны, но ситуация может измениться уже в ближайшие десятилетия / © simple.wikipedia.org

В наши дни численность многих крупных млекопитающих сокращается с угрожающей скоростью, и при сохранении этой тенденции их вымирание неминуемо. Лишившись своих важнейших звеньев, изменятся существующие экосистемы — и, изучая прошлые вымирания, ученые надеются понять, каким образом.

Некогда Северная Америка напоминала нынешнюю Африку: по ее просторам бродили слоны, лошади и верблюды, на которых охотились львы, дикие собаки и медведи. Однако примерно 15—11 тысяч лет назад, вскоре после прибытия в Новый Свет человека, все эти животные исчезли, и сегодня крупнейшее млекопитающее на континенте — американский бизон.

Команда исследователей изучила тысячи окаменелостей млекопитающих с плато Эдвардс в Техасе, сегодня хранящиеся в Техасском мемориальном музее в Остине. Измерив количество стабильных изотопов в костях, ученые смогли охарактеризовать диету животного, а измерения зубов и длинных костей скелета подсказали его размеры. В конце концов они реконструировали пищевую цепь конца плейстоцена и показали, как она изменилась после исчезновения крупных животных.

Оказалось, что вымирание мегафауны, особенно кошачьих, привело к полной реорганизации природных сообществ и образованию множества свободных экологических ниш. Например, с исчезновением саблезубых кошек и американских львов ягуары попытались занять их место, начав охотиться на детенышей бизонов, тогда как численность пум и рысей значительно возросла, а их размеры тела увеличились. В то же время среди псовых таких глобальных изменений не наблюдалось: по-видимому, волки, койоты и лисы оказались экологически более гибки, чем кошки.

Австралийская мегафауна: разнообразные сумчатые, гигантские птицы и рептилии — все они вымерли после прибытия на континент человека / © australiangeographic.com.au

Ученые предполагают, что исчезновение слонов, носорогов и львов в Африке будет иметь не менее глобальные последствия для саванных экосистем: полностью изменятся биогеохимические циклы, растительность и структура животных сообществ, и оставшиеся виды попытаются «скомпенсировать» экосистеме потерю вымерших, но полностью заменить их им, естественно, не удастся.

Все это говорит о том, что сохранение последних выживших представителей мегафауны —крайне важная задача, и задача современного человека — не допустить, чтобы серия массовых вымираний прошлого, спровоцированная в том числе его предками, продолжилась и в будущем.