08.12.2022
6 326

«Всплески» физической активности на пару минут в день значительно снизили риск смерти

5.7

Австралийские ученые доказали, что короткие «всплески» физической активности в повседневной жизни, не относящиеся к целенаправленным занятиям спортом, связаны со снижением риска смерти от всех причин.

© giphy

По последним данным, взрослому человеку нужно соблюдать норму в 150-300 минут физической активности средней интенсивности или 75-150 минут высокой интенсивности в неделю. При этом учитываются все действия, а не только походы в тренажерный зал либо пробежка на стадионе. Эта рекомендация противоречит предыдущим, авторы которых настаивали, что короткие периоды физической активности (менее десяти минут) не несут особой пользы для здоровья.

Хотя занятия спортом в интенсивном режиме требуют меньше времени — ведь можно потягать железо в зале на протяжении часа и пойти по своим делам, — они непривлекательны для большинства людей среднего возраста. Выходом могут стать непродолжительные «всплески» физической активности в течение дня, то есть она может быть «прерывистой».  Это требует еще меньше времени, к тому же не нужно специальной подготовки и спортивного оборудования.

Ученые из Сиднейского университета (Австралия) проверили, как «приступы» активности в повседневной жизни влияют на здоровье в долгосрочной перспективе, а также на риск смерти от всех причин, сердечно-сосудистых заболеваний и рака. Их исследование опубликовано в журнале Nature Medicine.

Команда Эммануэля Стаматакиса и проанализировала хранящиеся в Британском биобанке данные 25 241 человека: их средний возраст составил 61,8 года, индекс массы тела — 27,6, 9,2% были курильщиками, 43,8% — мужчины; все спали примерно по 7,4 часа в день, при этом никто усиленно не занимался спортом в свободное время. Участники носили специальные браслеты с акселерометром для отслеживания активности.

В общем каждый человек находился в движении в течение 138,3 минуты в день, из них 98 минут активности были низкой интенсивности, 25,9 минуты — умеренной, а лишь четыре минуты — высокой. Наблюдения продолжались в среднем 6,9 года, за это время 852 человека умерли.

Результаты показали, что у участников, у которых за день было три «всплеска» физической активности по одной-две минуты каждый, вероятность смерти от любых причин и рака падала на 38-40%, а от сердечно-сосудистых заболеваний — на 48-49%, в отличие от людей, вовсе не проявлявших особую активность. Удивительно, что если «всплески» длились по 4,4 минуты, то риск смерти от всех причин и рака снижался на 26-30%, от сердечно-сосудистых заболеваний — на 32-34%.

«Мы получили аналогичные результаты, когда повторили описанное выше на примере 62 344 участников Британского биобанка, занимавшихся спортом (зарегистрировано 1552 случая смерти; 35 290 были женщинами, 27 054 — мужчинами). Недолгие периоды физической активности в энергичном темпе, не связанные с занятиями спортом, коррелировали со значительно более низкой смертностью», — рассказали ученые.

Таким образом, пары «активных» минут несколько раз в день будет достаточно для взрослых, которые не хотят целенаправленно ходить в спортзал. Исследователи подчеркнули, что их выводы нужно учитывать при разработке различных рекомендаций. Кроме того, следует сделать акцент на информировании людей о том, что они все еще могут извлечь пользу здоровья, даже если не считают себя образцовыми физкультурниками.