12.05.2021
17 707

Ученые подтвердили пагубное влияние коронавируса на мужскую потенцию

5.8

Исследователи впервые показали присутствие коронавируса в ткани полового члена спустя как минимум полгода с момента заражения. Судя по всему, распространенная у пациентов с Covid-19 дисфункция эндотелиальных клеток может приводить и к развитию импотенции.

SARS-CoV-2 в ткани полового члена. Вирусные частицы с шипами (показаны стрелками), визуализированные в околососудистой эректильной ткани пациента, который перенес Covid-19 / © Dr. Ranjith Ramasamy, University of Miami Health System

Способность коронавируса проникать в организм зависит от ангиотензинпревращающего фермента-2 (АСE2), с рецепторами которого связываются S-белки патогена. Covid-19 влияет на клетки и ткани, экспрессирующие ACE2 и мембрано-связанную сериновую протеазу TMPRSS-2. Поскольку они оба транслируются на эндотелии — однослойном пласте клеток, выстилающего внутреннюю поверхность кровеносных и лимфатических сосудов, — это приводит к его дисфункции: слизистая оболочка мелких кровеносных сосудов не может нормально выполнять свои функции, из-за чего ткани, снабжаемые ими, оказываются поврежденными. В итоге образуются тромбы в сосудах, нарушается кровоснабжение органов и тканей.

Частицы SARS-CoV-2 присутствуют в эндотелиальных клетках пораженных органов, таких как легкие, сердце и почки. Ученые задумались: может ли эректильная ткань полового члена (содержится в парных пещеристых телах и одиночном расположенном губчатом теле), богатая эндотелиальными кровеносными сосудами, тоже быть подвержена такой дисфункции, вызванной Covid-19?

Ответить на этот вопрос попытались авторы нового исследования — сотрудники Медицинской школы Миллера при Университете Майами (США). Они описали гистопатологические особенности ткани полового члена пациентов, которые перенесли коронавирусную инфекцию и впоследствии столкнулись с импотенцией — настолько серьезной, что им провели операцию по протезированию (до Covid-19 эректильная функция была в норме). Результаты опубликованы в журнале World Journal of Men’s Health.

Возраст участников исследования составил от 65 лет до 71 года, все были выходцами из Латинской Америки. Два образца ткани взяли у мужчин, шестью месяцами ранее переболевших Covid-19 (один в легкой форме, другой — в тяжелой), а еще два — у мужчин, не сталкивавшихся c SARS-CoV-2. Их визуализировали с помощью просвечивающей электронной микроскопии и окрасили гематоксилином и эозином. Затем ткань проверили на наличие вирусной РНК посредством полимеразной цепной реакции. Эндотелиальную дисфункцию определяли по анализу крови.

Частицы коронавируса размером около 100 нанометров с выступающими «шипами» обнаружили в тканях полового члена обоих переболевших мужчин, но не у участников контрольной группы. «Иммуногистохимия показала снижение экспрессии эндотелиальной синтазы оксида азота (влияет на работу кровеносных сосудов. — Прим. ред.) в пещеристом теле полового члена мужчин с Covid-19 в анамнезе. Это соответствует эндотелиальной дисфункции», — пишут авторы работы.

Таким образом, коронавирус может вызывать дисфункцию эндотелия не только в легких или почках, но и в половом члене, ведь мужчины, которые не жаловались на импотенцию, столкнулись с ней после Covid-19. Поскольку ранее эта же исследовательская группа выяснила, что SARS-CoV-2 способен проникать в ткань яичек у некоторых зараженных пациентов, новые результаты вкупе с предыдущими должны помочь выяснить, как вирус влияет на мужскую фертильность и передается ли он половым путем.