13.08.2021
11 782

Российские ученые проверили воздействие вакцинации от Covid-19 и самого коронавируса на мужскую фертильность

Предварительные результаты нескольких исследований показали, насколько пагубно коронавирусная инфекция влияет на мужское здоровье. Кроме того, ученые опровергли популярный миф о том, что вакцинация снижает качество спермы и может привести к проблемам с зачатием.

Сперматозоиды под микроскопом
Сперматозоиды под микроскопом / © Clopedia12 / Wikipedia / CC BY-SA 3.0

Хотя Covid-19 считается в основном респираторным заболеванием, которое в первую очередь поражает легкие, вирус влияет и на множество других систем организма. Ранее стало известно, что SARS-CoV-2 может пагубно воздействовать на сперматогенез у переболевших мужчин, а частицы коронавируса размером около 100 нанометров с выступающими «шипами» обнаруживали в тканях полового члена.

Российские ученые под руководством главного внештатного специалиста по гинекологии Министерства здравоохранения Лейлы Адамян, главврача больницы № 15 Валерия Вечорко и профессора МФТИ Антона Буздина решили проверить, как на мужскую репродуктивную функцию влияют и коронавирусная инфекция, и вакцина «Спутник-V». Результаты масштабной работы опубликовали в нескольких статьях (ссылки 1, 2, 3, 4).

Коронавирус и мужское репродуктивное здоровье

На одном из этапов 50 мужчин, переболевших Covid-19 и спустя три месяца имевших антитела к нему, прошли комплексное обследование: оно включало изучение гормонального профиля, параметров коагулограммы, биохимический анализ крови, проверку на сопутствующие урологические заболевания, а также спермограмму (концентрация, подвижность, морфология сперматозоидов, MAR-тест). По итогу показатели фолликулостимулирующего, лютеинизирующего гормонов, эстрадиола и пролактина у пациентов были в норме, однако у 38 процентов добровольцев обнаружили снижение уровня тестостерона — основного мужского полового гормона, который ответственен за развитие вторичных половых признаков, созревание и нормальную половую функцию.

«Значения колебались в пределах от 6,41 до 10 нмоль/л (референсные значения — 10,50-35,40 нмоль/л). В биохимическом анализе крови выявлены следующие изменения: повышение уровня креатинина — 117-180 мкМоль/л (референсные значения 80-115 мкМоль/л) у 15 (30%) пациентов, общего билирубина — 22-42,7 мкМоль/л (референсные значения 1,7-21,0 мкМоль/л) у 9 (18%) пациентов, аланинаминотрансферазы — 43-109 Ед/л (референсные значения 0,0-41 Ед/л) у 19 (38%) пациентов, уровня аспартатаминотрансферазы — 45-82 Ед/л (при норме 0,0-40 Ед/л) у 10 (20%) пациентов», — пишут ученые. Исследование коагулограммы, позволяющий оценить свертывающую способность крови, показало, что у 22 процентов участников есть признаки чрезмерного тромбообразования, а у 12 процентов — гипокоагуляции, то есть снижения способности крови сворачиваться и появления склонности к кровотечениям.

Спермограмма, в свою очередь, показала отклонения от нормы у 20 процентов испытуемых, кроме того, у всех пациентов обнаружили подверженность тератозооспермии — то есть в эякуляте присутствовало свыше 96 процентов гамет с плохой морфологией, а количество нормальных сперматозоидов, соответственно, было снижено как минимум в два раза. «У восьми (16%) пациентов определена лейкоспермия (повышение количества лейкоцитов в нативном эякуляте в два раза и более)», — добавили авторы исследования.

Вакцинация и мужская фертильность

Что касается вакцинации от Covid-19 и фертильности мужчин, то тут паниковать не стоит. Российские ученые напомнили, что еще в мае израильские специалисты проверили влияние вакцины от Pfizer на показатели спермограммы, однако никаких ухудшений не обнаружили. Хотя прививка может временно влиять на развитие сперматозоидов, поскольку в числе ее побочных эффектов — лихорадка и повышение температуры тела.

Авторы нового исследования выясняли, какое воздействие «Спутник-V» от Центра имени Н. Ф. Гамалеи оказывает (и оказывает ли) на мужскую половую функцию спустя 10-12 дней после первого компонента и 32-36 дней после второго. В выборку вошли 44 мужчины 18-44 лет (средний возраст — 22 года). Добровольцев отправили на обследование к урологу и терапевту, чтобы исключить сопутствующие заболевания, а также спермограмму, анализы крови и так далее (образцы сдавали в том числе до вакцинации).

После первой прививки у пяти пациентов проявились побочные эффекты в виде головной боли и повышения температуры до 37,5 градуса, после второй с такими же последствиями столкнулись семь мужчин. «Из всех показателей спермограммы незначительная динамика выявлена по следующим: патология головки (p<0,001), патология хвоста (p=0,008), MAR-тест (p=0,004). Средние значения параметра «патология головки» на этапах измерений (от первого этапа к третьему) составили 81,6 ± 6,5, 80,4 ± 7,1, 76,7 ± 7,9% соответственно (допустимое значение — 96%). Показатели, полученные на третьем, отличались от данных, полученных на этапах один и два. При этом колебания показателей спермограммы укладывались в интервал референсных значений и характеризовались как нормозооспермия (отсутствие патологий мужских половых клеток и способность к оплодотворению яйцеклетки. — Прим. ред.)», — заявили исследователи.

Остальные показатели — креатинин, скорость оседания эритроцитов, общий билирубин, тестостерон, эстрадиол, фолликулостимулирующий гормон, пролактин, лютеинизирующий гормон, эстрадиол, — если и повышались либо снижались, все равно оставались в пределах нормы. Никаких серьезных изменений в результатах спермограммы ученые не выявили. Конечно, чтобы делать финальные выводы, потребуется продолжить исследование. Однако, по мнению авторов работы, учитывая риски от перенесенного Covid-19 и пользу вакцинации, мужчинам репродуктивного возраста лучше привиться, чтобы избежать неблагоприятных последствий болезни.

«Многие аспекты заболевания Covid-19 остаются неизученными, что порождает различные опасения и домыслы. Одно из популярных заблуждений заключается в том, что вакцина может повлиять на репродуктивную функцию мужчин. Однако на поверку ровно наоборот: оказывается, именно Covid-19 несет риски для мужской фертильности», — отметила один из руководителей научной группы Лейла Адамян.

Качество спермы

Также специалисты провели углубленный генетический анализ образцов спермы, применив к ним метод РНК-секвенирования. По итогу удалось понять, какие именно гены активны в эякуляте 26 пациентов и насколько. Качество спермы у мужчин, перенесших коронавирус, существенно снизилось, причем сильнее всего инфекция повлияла на гены, связанные с энергообразованием в митохондриях и передачей Toll-подобных рецепторов — компонентов системы врожденного иммунитета. Они опосредуют специфическое распознавание эволюционно консервативных молекулярных структур патогенов.

Помимо этого, у всех переболевших наблюдали снижение экспрессии белок-кодирующих генов митохондриальной ДНК. А влияние на митохондрии, которые находятся внутри наших клеток и снабжают их энергией, может провоцировать падение выработки аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ), которая, как отмечают ученые, выступает «бензином» для жизнедеятельности и движения сперматозоидов.

«Мы детально исследовали молекулярные механизмы в сперматозоидах до и после COVID-19, а также до и после вакцинации. После COVID-19 было зафиксировано достоверное снижение активности генов, осуществляющих энергетическую функцию митохондрий в сперматозоидах, что может быть причиной снижения их подвижности и возможных проблем с зачатием. А вот после вакцинации никаких достоверных изменений в сперматозоидах на уровне экспрессии генов не наблюдалось», — подытожил Антон Буздин, заведующий лабораторией трансляционной геномной биоинформатики Московского физико-технического института.