29.06.2016
Редакция Naked Science
1 139

Палеонтологи нашли в янтаре птиц мелового периода

Ученые впервые исследуют перья, сохранившиеся в янтаре с середины мелового периода. Они мало изменились со времени расцвета динозавров.

amber0

До сих пор перья животных мелового периода – от 66 до 145 млн лет назад – удавалось изучать лишь по самым скупым источникам. Как правило, свидетельства того времени – это почти плоские отпечатки в осадочных породах или отдельные фрагменты перьев, по которым невозможно было установить никаких деталей, включая видовую принадлежность их вымершего владельца.

Тем ценнее оказались образцы древнего янтаря, обнаруженные в знаменитых месторождениях на северо-западе Бирмы и датированные возрастом почти 100 млн лет. Впервые в распоряжении палеонтологов оказались два великолепно сохранившихся образца, содержащих и перья, и части костных останков – кости крыла, включая острые когти для того, чтобы цепляться за деревья. Первые результаты их изучения команда ученых из Китая и Канады публикует в журнале Nature Communications.

Ученые сообщают, что перья частично сохранили даже свою исходную окраску: светлую нижнюю сторону крыла, бледные пятна на темно-коричневом фоне остальной части. Структура пера и анатомия крыла уже в ту пору была в целом той же, какую птицы сохранили до нашего времени. Размеры же этих птиц не дотягивают и до колибри: скорее всего, это детеныши представителей энанциорнисов, обширной и доминировавшей в меловом периоде группы птиц, еще сохранявших зубы.

Энанциорнис, попавший в смолу / ©Chung-tat Cheung

На фоне еще не развившихся в полной мере костей перья выглядят уже «взрослыми» и, по словам палеонтологов, не содержат следов прошлых линек. Один из образцов даже содержит полноценные маховые перья. Это показывает, что перьевой покров энанциорнисов формировался куда быстрее, чем это происходит у современных птиц. Возможно, они становились самостоятельными очень быстро после вылупления из яйца. Так получилось и с этими детенышами: уже вскоре после появления на свет они отправились исследовать мир, но погибли, завязнув в древней смоле.