Ученые подсчитали, сколько видов млекопитающих может исчезнуть к 2100 году — Naked Science
07.09.2020
Мария Кривоченко

Ученые подсчитали, сколько видов млекопитающих может исчезнуть к 2100 году

3.5

Согласно исследованию, к концу века погибнут от 502 до 610 видов млекопитающих. Главная причина этого — деятельность человека, из-за которой темпы вымирания растут.

Ожидаемый рост скорости вымирания в разных регионах и среди разных видов / © Science Advances.

По данным исследователей, за последние 126 тысяч лет вымер по меньшей мере 351 вид млекопитающих. 80 из них известны по историческим источникам, написанным после 1500 года нашей эры, остальные — только по окаменелостям. Это показывает, что темпы вымирания в последние тысячелетия растут, что подтверждают наблюдения за птицами, рептилиями, земноводными и лучеперыми рыбами.

Чтобы оценить, насколько серьезную угрозу для биоразнообразия представляет нынешняя динамика, ученые из Гетеборгского университета в Швеции собрали данные о млекопитающих, вымерших за последние тысячелетия. Команда проследила за тем, как изменились темпы их вымирания за последние 126 тысяч лет, определила конкретные сроки их роста и сравнила с данными по изменению численности человеческой популяции за тот же промежуток времени. Результаты исследования опубликованы в журнале Science Advances.

Периоды снижения разнообразия (черная линия) и увеличения скорости вымирания млекопитающих (красная линия) / © Science Advances.

Ученые выяснили, что текущие темпы вымирания примерно в 1700 раз выше, чем в начале позднего плейстоцена. При таком уровне 351 вид исчез бы всего за 810 лет, а если бы скорость оставалась той же, что и 126 тысяч лет назад, на это ушло бы около 1,75 миллиона лет. Кроме того, оказалось, что темпы значительно возрастали в четырех временных промежутках: 63,8-32,2 тысячи лет назад, 16-9,5 тысячи лет назад, 2300-600 лет назад и 180-120 лет назад.

Компьютерное моделирование показало, что даты первых двух скачков частично совпадают со временем колонизации Австралии (65-44 тысячи лет назад) и Америки (24-12 тысяч лет назад). Это натолкнуло ученых на мысль, что действия человека стали основной причиной исчезновения животных. Они проверили, как на скорость вымирания повлияли численность населения и площадь территории, занимаемой человеком. Оказалось, плотность населения отражает темпы вымирания с точностью около 97%. По мнению исследователей, этот показатель связан и с другими антропогенными факторами: развитием охоты и земледелия, использованием огня, вырубкой лесов и урбанизацией.

Прогнозируемые потери в разных регионах и среди разных видов / © Science Advances.

Ученые заявили, что полученные результаты выглядят незначительными на фоне прогноза на следующие 80 лет. Они считают, что к 2100 году угроза для биоразнообразия серьезно возрастет и к этому времени исчезнет от 502 до 610 видов млекопитающих. Скорее всего, большая часть животных вымрет в Африке, Америке и Евразии: темпы вымирания на континентах остаются на низком уровне, но при этом количество животных, находящихся под угрозой исчезновения, огромно. Снизить угрозу поможет грамотная экологическая политика. «Несмотря на тревожный прогноз, мы все еще можем спасти сотни, если не тысячи видов с помощью целенаправленных и эффективных стратегий сохранения окружающей среды», — заявил руководитель исследования Тобиас Андерманн.