Ученые оценили влияние гражданской войны на природу — Naked Science

Ученые оценили влияние гражданской войны на природу

4.8

Хотя гражданские войны останавливают многие вредные для природы разработки, общий эффект их оказывается негативным, и численность животных в затронутых конфликтом районах в итоге падает.

Бушбок — антилопа, практически перебитая в Анголе за годы войны и в послевоенное время / ©Franciany Braga-Pereira

В нашу эпоху масштабных войн между государствами стало куда меньше, чем прежде, однако локальные, внутренние и гражданские конфликты продолжаются по всему миру. Нередко они возникают в регионах, особенно богатых с точки зрения биоразнообразия, однако ученые в точности не знают, какое влияние эти войны оказывают на местную природу. В конце концов, остановка деятельности по вырубке лесов, добыче полезных ископаемых и так далее — тоже результат войны, и они могут оказывать позитивное воздействие.

Однако авторы новой статьи, опубликованной в журнале Nature Scientific Reports, обнаружили, что все-таки и это не делает войну «полезной». В качестве объекта они выбрали продолжительную гражданскую войну на юго-западе Африки, в Анголе, которая началась в 1975 году и закончилась лишь в 2002-м. Действия разворачивались на фоне лесов и саванн, в которых обитают почти 300 видов млекопитающих. Многие из этих животных служили объектами охоты и до, и после конфликта, который затронул территории национального парка Кисама. Ученые оценили численность 26 живущих там видов диких млекопитающих.

Обнаружилось, что поголовье 20 видов за время войны упало в среднем на 77 процентов, причем по большей части это снижение затронуло крупных животных, таких как слоны и буйволы. Более того, за весь постконфликтный период с 2002 по 2017 год их численность так и не вернулась к прежним значениям. Ученые также провели интервью с местными охотниками, которые подтвердили, что этих животных отстреливали на протяжении всего военного времени. По мере сокращения их популяций целью охоты становилась все более мелкая дичь. В результате в послевоенное время главным объектом охоты — и уничтожения — стали такие животные, как антилопы.

Авторы отмечают, что факторами, благодаря которым военные действия влияют на численность дикой фауны, являются доступность автоматического оружия и невозможность работы по защите природы: антибраконьерских рейдов и тому подобного. Негативно влияют и потоки беженцев, вынужденных частично перейти на охоту, и устройство военных баз и лагерей на территории, обычно свободной от людей.