11.09.2023
Юлия Трепалина
45 202

Ученые оспорили дурную репутацию ос

4.7

Если к пчелам люди относятся как к полезным существам, то их близкие родственники — осы — обычно вызывают настороженность. Часто их пытаются истреблять. Однако в новом исследовании ученые утверждают, что осы намного полезнее и умнее, чем было принято считать ранее.

Оса обыкновенная (Vespula vulgaris) / © Wikimedia Commons / Автор: Татьяна Соловьёва

При слове «оса» большинство представляют больно жалящее насекомое с полосатой черно-желтой окраской, которое известно под латинским названием Vespula vulgaris — оса обыкновенная. Они пользуются дурной славой — как агрессивные и мало чем полезные для людей. Но это лишь один из более чем 100 тысяч известных видов ос с самой разнообразной внешностью. Многие из них не способны жалить.

В научной работе, опубликованной в журнале Behavioral Ecology and Sociobiology, исследователи из Австралии настаивают: осы мало чем заслужили свою репутацию, они обладают сложноустроенным умом и важны для экологии.

Эксперименты показали, что осы поддаются обучению визуальным задачам, способны выполнять достаточно сложные задания и схожи в этом поведении с медоносными пчелами и шмелями.

Опыты с осами Vespula vulgaris проводили в августе и сентябре 2022 года в биологическом саду Майнцского университета имени Иоганна Гутенберга в Майнце, Германия. Ученые воспользовались природным свойством насекомых: они запоминают источник пищи и возвращаются к нему. Ос научили различать два оттенка синих карточек. Задача была достаточно непростой, поскольку для фасеточного зрения осы цвета очень похожи. В качестве вознаграждения за правильный выбор в процессе обучения осам предлагали подслащенную сахаром воду.

Ос научили различать оттенки синего с помощью разных схем подкрепления / © Adrian G. Dyer, Scarlett R. Howard

В экспериментах использовались три схемы подкрепления. В первом случае осу поощряли сладким, если она садилась на карточку нужного оттенка, но карточки другого цвета насекомые при этом не видели. Их ученые ввели в эксперимент позже. Во втором и третьем вариантах осам демонстрировали два оттенка синего одновременно. Одну группу насекомых вознаграждали только за «приземление» на нужный оттенок, а за другой выбор не поощряли. С осами из второй группы поступали так же, но дополнительно давали горький раствор, если насекомые садились на карточку другого оттенка.

После этапа обучения следовала проверка: исследователи в аналогичных тестах оценили, как осы усвоили визуальную задачу, уже не предлагая им награду за правильный выбор. Насекомые, с которыми использовалась первая схема подкрепления, не смогли узнать нужный оттенок. Зато с тестом успешно справились осы, получавшие сладкое за верный выбор. Лучшие результаты показали насекомые, которым за один цвет давали сладкий раствор, а за другой — горький.

В исследовании ученые упоминают и другие работы, говорящие об интеллекте ос. Одна из них, например, показала, что шершни (разновидность ос длиной до 55 миллиметров) могут не только выучиться отличать один цвет от другого при помощи сладкого подкрепления, но и перестраивают поведение, когда схема поощрения меняется на противоположную. Это сложная задача для небольшого мозга насекомых. Кроме того, в другом эксперименте исследователи обнаружили у ос и пчел способность научиться различать изображения человеческих лиц.

Осы также играют важную роль во многих экосистемах. Они поедают жуков, пауков, тараканов и мух, которые считаются вредителями. Некоторые виды ос даже продают сельхозпроизводителям как биологические средства борьбы с вредными насекомыми. Плюс осы участвуют в опылении многих растений, хотя их вклад в это достаточно слабо изучен, если сравнивать с пчелами.

«Вопреки своей дурной славе, осы демонстрируют интеллект и при правильном обращении могут быть полезны в сельском хозяйстве. Мы надеемся, что наша работа позволит людям оценить сложность, интеллектуальность и ценность этих непонятых животных, и их значение для окружающей среды», — подытожили исследователи.