Ученые назвали возможную причину массовой гибели тюленей на Каспии — Naked Science

Ученые назвали возможную причину массовой гибели тюленей на Каспии

5.2

В конце прошлого года на побережье Каспийского моря в Дагестане обнаружили тела более 300 краснокнижных тюленей. Ученые из Института проблем экологии и эволюции имени А. Н. Северцова рассказали о возможной причине смерти животных.

Ученые назвали возможную причину массовой гибели тюленей на Каспии / ©Getty images

Мертвых животных нашли на территории устья реки Сулак в районе Каспийска и Махачкалы. И это, как известно, далеко не единственный случай гибели тюленей на Каспии, которые происходят все чаще и чаще. Если во второй половине прошлого века было официально зафиксировано восемь случаев массового «падежа» этих животных, то в не так давно начавшемся столетии их уже как минимум семь.

В одном только 2000 году, как сообщают казахстанские СМИ, на Каспии погибли порядка 30 тысяч тюленей. Кроме них, здесь регулярно мрет рыба: например, осетровые и килька, в телах которой обнаружили большое количество тяжелых металлов и нефтепродуктов. Однако точные причины гибели животных до сих пор установить не удалось. Одни эксперты предполагают, что это связано с вирусом чумы плотоядных, другие — с хроническим отравлением животных отходами нефти, топочного и флотского мазута, третьи — с интенсивным рыболовством.

Еще одну причину гибели тюленей — по край мере, той, что произошла в декабре 2020 года — предложили ученые из Института проблем экологии и эволюции имени А. Н. Северцова совместно с коллегами из других научных организаций.

«У всех патологоанатомически обследованных тюленей отмечены сходные изменения в тканях внутренних органов: снижение воздушности тканей легких вследствие острого пассивного застоя крови, застой крови в сосудах сердца, отек и неспецифические острые дегенеративные изменения в тканях головного мозга. Подобные изменения могут развиваться на фоне гипоксии и свидетельствуют о смерти в результате асфиксии животных. Отсутствие признаков механического сдавливания указывает на иной характер асфиксии», — сообщает пресс-служба института.

Причину такого удушения ученые видят в выбросе природного газа — метана, — а также сопутствующих газов. Они могут вызывать гипоксию вследствие снижения уровня кислорода в воздухе и, кроме того, угнетение ЦНС, в том числе паралич респираторного центра. Откуда на Каспии мог взяться метан? Дело в том, что для этого моря характерны различные нефтяные и газовые проявления, такие как грязевые вулканы или грифоны — неконтролируемые поступления нефти, газа и воды из высоконапорных горизонтов на поверхность по естественным или искусственным каналам.

Специалисты выяснили, что смерть тюленей, возможно, произошла в открытом море, а затем часть их тел прибило к побережью. Они определили, что в районе вероятной гибели на тот момент зарегистрировали более 40 сейсмических толчков силой от 3,3 до 4,8 балла, которые могли вызвать выброс газов. Ученые исключают версию о какой-либо инфекции: в обследованных телах тюленей не нашли следов чумы плотоядных, гельминтозов, коронавируса и так далее. Не имели они и признаков истощения.