Ученые записали ультразвуковые сигналы тюленей — Naked Science

Ученые записали ультразвуковые сигналы тюленей

5.4

Записи с подводных гидрофонов показали, что антарктические тюлени способны использовать ультразвуковые сигналы, напоминающие битвы из «Звездных войн».

©University of Oregon, Elliott Devries

Во многочисленных фильмах о природе Арктики и Антарктики мы не раз слышали голоса тюленей на лежбище — громкое то ли хрюканье, то ли кряканье. Однако, подслушав их под водой, ученые обнаружили нечто совершенно неожиданное. Оказалось, там они переговариваются и с помощью ультразвуковых сигналов, недоступных человеческому уху. До сих пор считалось, что ластоногие не способны издавать и слышать такие высокие звуки.

Пол Чико (Paul Cziko) и его коллеги из Орегонского университета работали у побережья Антарктики, в подводной океанографической обсерватории близ американской полярной станции Мак-Мердо и в 1400 километрах от Южного полюса. Гидрофоны в течение двух лет отслеживали коммуникации местных тюленей Уэдделла. Эти великолепные животные охотятся под водой, погружаясь на глубину более полукилометра и оставаясь там дольше часа.

Ученые работают на глубине 21 метра, в подводной океанографической обсерватории Мак-Мердо / ©University of Oregon, Henry Kaiser

До сих пор ученым были известны 34 звуковых сигнала этих животных — все они слышны и нам. Однако новая работа позволила обнаружить еще 18 сигналов в высокочастотном ультразвуковом диапазоне, за пределами чувствительности человеческого уха. Ее результаты представлены в статье, опубликованной в Journal of the Acoustical Society of America.

Тюлень Уэдделла и спектрограмма U101, одного из девяти идентифицированных у них ультразвуковых сигналов / ©McMurdo Oceanographic Observatory

Наш акустический диапазон находится в среднем в пределах от 20 герц до 20 килогерц. Частота ультразвуковых сигналов тюленей — более 21 килогерца, часто достигая 30 килогерц, а в некоторых случаях еще выше. Отдельные гармоники добирались и до 200 килогерц, за пределами слышимости даже летучих мышей. «Подо льдом тюлени Уэдделла создают невероятный, неземной акустический ландшафт, — говорит Чико. — Звук такой, будто вы оказались посреди сражения из “Звездных войн”». И с ним трудно не согласиться.