12 августа
5 349

Тестостерон оказался ответственным не только за агрессию, но и за дружелюбие

5.1

Исследование американских нейробиологов на грызунах показало, что повышенный уровень тестостерона способствует не только агрессивному, но и просоциальному поведению.

Тестостерон оказался ответственным не только за агрессию, но и за дружелюбие / ©medicalxpress.com

Большинство исследований, как известно, говорят о том, что высокий уровень гормона тестостерона усиливает агрессию. Но, по мнению ученых из Университета Эмори (США), они впервые нашли доказательство того, что тестостерон ответственен не только за агрессию, но и совсем за противоположное поведение — дружелюбие, причем у одной и той же особи. Свои выводы авторы работы представили в журнале Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences.

Исследование проводили на монгольских песчанках — грызунах, которые создают прочные парные связи и воспитывают детенышей вместе. В то время как самцы могут становиться агрессивными во время спаривания и защиты территории, они также проявляют «любовное» поведение к своим беременным самкам и детенышам после их рождения.

Нейробиологи ожидали, что рост уровня тестостерона у самцов ослабит их просоциальное поведение по отношению к самкам и детенышам, поэтому сделали им инъекцию этого гормона. Поведение самцов по отношению к семье в самом деле изменилось — только не в «минус», а в «плюс»: они стали еще ласковее при «общении» со своей самкой.

Но коварные ученые на этом не успокоились и провели еще один эксперимент спустя неделю. Самок удалили из клеток, чтобы каждый самец песчанки, который ранее получил инъекцию тестостерона, находился один. После этого в клетку заселяли незнакомого самца.

Обычно песчанки мужского пола преследуют другого самца, если тот появляется на их территории, или как минимум стараются избежать встречи с ним. Но грызуны, которым сделали укол тестостерона, наоборот, оказались дружелюбнее к незнакомцу. Впрочем, такое поведение резко изменилось после того, как группе самцов, ранее получивших тестостерон, сделали еще одну инъекцию гормона. Самцы вновь стали агрессивными по отношению к конкуренту или же избегали нарушителя.

Ученые предполагают, что первоначальная инъекция тестостерона, когда мыши еще находились в клетке с партнершами, способствовала просоциальному поведению «по инерции» и для помещенных в клетку новых самцов. Но второй укол гормона заставлял песчанок «опомниться» и стать агрессивнее.

Во время спаривания в дикой природе уровень тестостерона у самцов повышается, и они ведут себя ласково по отношению к самкам. Но если бы соперник вошел в нору грызуна, он, вероятно, испытал бы еще один прилив гормона, что, наоборот, способствовало бы агрессивному поведению.

Поэтому нейробиологи делают вывод, что тестостерон, вероятно, просто усиливает поведение — враждебное либо дружелюбное, — которое уместно в той или иной ситуации. Он помогает быстро переключаться с одной реакции на другую и, вероятно, взаимодействует с другим, «любовным» гормоном — окситоцином. Поведение человека гораздо сложнее, чем у грызуна, но исследователи надеются в будущем пролить свет на роль гормонов и для психики человека.