28 июля
Анна Новиковская
5 898

Жизнь в группах так и не сделала кошек социальными животными

4.5

Большинство современных кошачьих — одиночные территориальные животные, которые встречаются друг с другом только в сезон размножения, после чего опять расходятся в разные стороны. Домашние кошки выбиваются из этого правила и часто проживают большими группами, но теперь ученые поняли, каким животным это не в тягость, а какие по-настоящему страдают от излишней скученности.

Хотя нам кажется, что наши любимцы не возражают против компании, на самом деле это может быть не так / © japantimes.co.jp

Если собаки изначально склонны к формированию социальных групп — стай, — а потому проще переносят общение с большим числом сородичей, дикие кошки в основном живут поодиночке, и крупные скопления для них нетипичны. Чтобы справиться с этим, животные должны были как-то адаптироваться к непривычным условиям жизни — и теперь ученые решили выяснить, как они это сделали.

На социальное поведение кошек могут влиять гормоны и смесь различных видов микробов, живущих в их кишечнике, известная как кишечный микробиом. Группа японских ученых анализировала эти факторы и попыталась связать их с социальным поведением проживающих в приютах кошек, которые постоянно вынуждены контактировать с сородичами.

В течение двух недель исследователи с помощью видеонаблюдения изучали социальное поведение трех групп из пяти кошек, а также собирали образцы мочи (для измерения уровня гормонов) и фекалий (для оценки состава микроорганизмов в кишечнике). Статистический анализ показал, что животные, имевшие высокий уровень гормонов кортизола и тестостерона, меньше контактировали с другими кошками, а обладатели высокого уровня тестостерона чаще пытались сбежать.

Между тем кошки с низким уровнем кортизола и тестостерона были терпимее во взаимодействии с сородичами. Ученые также выявили большее сходство кишечных микробиомов у кошек, которые чаще «общались» друг с другом, чем между «контактными» и «неконтактными» животными.

Кошка — преимущественно одиночное животное, поэтому наедине с самой собой она чувствует себя прекрасно / © unsplash.com

Вопреки ожиданиям авторов работы, кошки с высоким уровнем гормона окситоцина не особо тяготели к «общению» с себе подобными, в отличие от аналогичных животных, принадлежащих к социальным видам (например, собак). Значит, окситоцин может функционировать по-разному у одиночных животных, живущих группами, и социальных животных.

В дальнейшем исследователи планируют увеличить срок наблюдения за животными, чтобы углубить понимание взаимосвязи гормонов и социального поведения кошек, что, возможно, приведет к появлению новых способов регулирования поведения питомцев, живущих рядом с людьми.

Исследование опубликовано в журнале PLOS One.