04.10.2023
6 703

4.7

Самки выбирают самцов, наблюдая за тем, кого предпочитают их другие женские особи, в том числе более опытные. Американские ученые узнали, что при этом первые не просто копируют выбор вторых, а учатся предпочитать редкие черты, которые характеризуют успешных самцов.

Самки сделали вывод о привлекательности редких черт самца, наблюдая за выбором подруг / © Getty images / Автор: Андрей Чернов

Половой отбор, как известно, странная штука — он заставляет самцов приобретать причудливые характеристики: огромные рога, яркое оперение или склонность к сложным поведенческим чертам. Выбор партнера, как правило, принадлежит самкам, но почему именно те предпочитают те или иные черты самцов, изучено плохо.

Выбор самок в той или иной популяции может меняться от поколения к поколению. Предполагается, что женские особи предпочитают самцов, внешность и поведение которых указывает на определенные генетические характеристики. Но ни одна из теорий в полной мере не объясняет разнообразие таких черт и предпочтений, наблюдаемых в природе.

Науке известно, что самки могут копировать предпочтения самцов друг у друга, однако как именно это происходит — непонятно. Предпринимая очередную попытку решить проблему, ученые из Университета штата Флорида (США) разработали математическую модель, в которой молодые самки узнавали о привлекательности самцов, наблюдая за выбором их товарок.

Моделирование объяснило ранее непонятные особенности вариативности тех или иных особенностей, делающих самцов привлекательными для самок в природных условиях. Выводы представлены в журнале PLOS Biology.

Ученые выяснили, что спустя нескольких поколений предпочтения самок приводили к тому, что какие-то редкие характеристики самцов довольно быстро становились распространенными и, как следствие, менее привлекательными, чем это было изначально. Такой процесс сменяемости предпочтений приводил к вариативности привлекательных черт самцов. Причем черты самцов могли быть не только не полезными, но даже вредными для его выживания. Исследование ученых показало, что выбор самок зачастую не связан с разумным подходом, а может быть ошибочным и случайным.

По словам ученых, их выводы согласуются с некоторыми особенностями полового отбора в природе. Например, они объясняют быстрые эволюционные изменения и сохранение вариаций в мужских характеристиках и женских предпочтениях.