Сорок процентов известных видов насекомых находятся на грани вымирания — Naked Science
12.02.2019
Редакция Naked Science

Сорок процентов известных видов насекомых находятся на грани вымирания

Ученые проанализировали сообщения о снижении численности насекомых в разных регионах и пришли к неутешительному выводу.

В журнале Biological Conservation вышла статья, посвященная анализу 73 докладов, свидетельствующих о падении числа насекомых. Авторы предполагают, что такой спад может спровоцировать в будущем массовое вымирание, сопоставимое с пермским.

Стоит оговориться, что отчеты, которые изучали исследователи, охватывают не все регионы планеты — в основном Европу и Северную Америку. Это значит, что остается еще обширная территория, которую эти данные не покрывают. Несмотря на пробелы, касающиеся некоторых видов насекомых, как уверяют авторы, нет оснований полагать, что значительная часть из них противодействует общей тенденции.

Более всего, по их словам, подвержены угрозе исчезновения отряды перепончатокрылых и чешуекрылых. К первым, например, относятся осы и муравьи, ко вторым — бабочки. Четыре водных таксона уже утратили большую часть видов.

В качестве главной угрозы ученые выделяют интенсивное сельское хозяйство с применением пестицидов и урбанизацию. Из-за них насекомые теряют места обитания. В работе сказано, что, если человечество не изменит способы производства растительной пищи, насекомые, чья жизнь зависит от этой среды, окончательно вымрут в течение ближайших десятилетий. К дополнительным факторам риска авторы отнесли изменение климата, загрязнение окружающей среды и инвазивные виды.

Проанализированные регионы / ©Biological Conservation

Упоминая об изменении климата, исследователи говорят об избирательности этого обстоятельства. Потепление в умеренных регионах может привести к увеличению числа некоторых видов и их более широкому распространению, но на виды, которые живут в тропическом климате, оно окажет крайне негативный эффект. «Глобальное потепление увеличило популяцию некоторых бабочек в Северной Европе, расширило их географическое распределение, но в противоположность этому численность половины насекомых в мире сокращается», — говорится в статье.

Поскольку насекомые — важная часть пищевой цепи, их исчезновение может отразиться и на животных. Прежде всего снизится популяция птиц, рептилий и амфибий. Возможно, в последующем начнется процесс вымирания остальных зверей, происходящий по принципу домино.

Помимо насекомых, многие млекопитающие находятся под угрозой вымирания, например африканские львы. Ранее биологи из Преторийского университета (ЮАР) впервые получили потомство львов путем искусственного осеменения.