15 сентября
Анна Новиковская

Ученые выяснили, что у пар альбатросов «развод» зависит от личности самца

3.9

Хотя странствующих альбатросов не зря считают «эталоном» птичьей моногамии — пары самцов и самок сохраняются на много лет, и партнеры безошибочно находят друг друга после долгих месяцев одиноких полетов над морем, — у этих птиц все же встречаются «разводы». Теперь ученые обнаружили, что вероятность такого исхода во многом зависит от характера самца.

Брачные ритуалы альбатросов – одно из самых важных событий в их жизни / © animalreader.ru

В птичьем мире «разводы», когда устоявшаяся пара распадается, и самец с самой ищут новых партнеров, — явление не такое уж редкое. Многие виды, которые считаются моногамными, на самом деле могут «перебрать» за жизнь не одного партнера, хотя у странствующих альбатросов такой исход супружеской жизни встречается сравнительно редко.

Тем не менее, даже у этих птиц, которые нередко проводят всю свою долгую жизнь, спариваясь с одним-единственным партнером, пары могут распасться спустя несколько сезонов размножения. Изучив одну конкретную популяцию альбатросов, гнездящуюся на островах Крозе в южной части Индийского океана, ученые обнаружили, по крайней мере, один важный фактор, влияющий на вероятность «развода»: личность самца.

Наблюдения за альбатросами на островах Крозе длятся с 1959 года: за это время ученые собрали внушительное количество данных по «разводам» у этих долгоживущих птиц. Оказалось, что во многом вероятность того, что пара распадется, определялась личностью партнера мужского пола: союзы с робкими, застенчивыми самцами оказались недолговечны.

По словам ученых, они сами не ожидали получить такие результаты, изначально предполагая, что чаще будут «разводиться» смелые и агрессивные птицы, которые с большей вероятностью пойдут на риск поиска новой самки, бросив уже насиживающую яйцо подругу. Однако на самом деле оказалось, что агрессивность самца идет на пользу самке, когда речь заходит о конфликтах: если дело доходит до защиты гнездового участка, от робкого самца толку мало. Вместо того, чтобы вступиться за гнездо и подругу, такой альбатрос куда вероятнее бросит самку и не станет связываться с захватчиком.

Драки у альбатросов редко доходят до крови, но все же требуют от самца изрядной смелости

Личность альбатроса исследователи устанавливали, проводя эксперименты с приближением человека к гнезду: робкие птицы старались замереть, смелые — поднимали голову или даже вставали в полный рост. Поскольку на островах Крозе самцов альбатросов больше, чем самок, они нередко вступают в борьбу за уже «обвенчанную» партнершу, и в такой ситуации в выигрыше оказываются смелые птицы.

В дальнейшем исследователи планируют изучить влияние личности птиц на динамику всей популяции, чтобы оценить эффективность размножения смелых и робких альбатросов и скорректировать свои усилия по сохранению этих величественных морских птиц.

Исследование опубликовано в журнале Biology Letters.