13.07.2021
Редакция Naked Science
8 431

Робот впервые заснял прозрачного глубоководного осьминога на видео

5.2

Экзотический обитатель тропических морей живет на огромной глубине и почти полностью прозрачен.

©schmidtocean.org

Ученые из Института океанологии Шмидта (США) опубликовали видео, сделанное подводным роботом SuBastian в районе островов Феникс (Кирибати). С его помощью впервые удалось получить качественную видеозапись необычного осьминога, живущего на глубинах до километра и никогда не поднимающегося в приповерхностные воды, где его могли бы наблюдать аквалангисты.

Этот вид называется «стеклянным осьминогом»: он действительно в основном прозрачен, за исключением прямоугольных глаз, части нервной и пищеварительных систем. Из-за этого у животного сюрреалистичный внешний вид, не имеющий аналогов в животном мире.

Стеклянные осьминоги (Vitreledonella richardi) живут на глубине от 1,0 до 0,2 километра, поэтому изучать их крайне сложно: глубже 100 метров аквалангистам исключительно тяжело работать. Обычно настолько глубоководных созданий изучают по их останкам в желудках хищников, выловленных тралами, а непосредственные наблюдения их в природе — редкая удача. В этот раз исследователи использовали глубоководного робота, способного вести наблюдения даже там, где это почти невозможно для человека.

У этого вида осьминогов практически прямоугольные глаза, мантия размером около 11 сантиметров, а общая длина тела — чуть менее полуметра для взрослых особей. Третье левое щупальце самцы используют для оплодотворения. К сожалению, об образе жизни вида известно мало.

Самки других видов глубоководных осьминогов (а они встречаются на глубинах до семи километров) проводят много времени рядом со своими яйцами, постоянно вентилируя место, где они развиваются. Иногда это время доходит до нескольких лет, поскольку глубины морей весьма холодны, и развитие яиц там идет медленно. Не вполне ясно, сколько этот процесс длится для стеклянных осьминогов.

Кроме стеклянных осьминогов, глубоководный робот смог зафиксировать ряд других необычных существ, включая китовых акул, достигающих 12 метров в длину. Видео с нарезкой снятого им можно увидеть ниже.

Наиболее вероятной причиной прозрачности у многих морских видов считают маскировку: чем меньше отчетливо видных частей тела, тем сложнее их обнаружить хищникам. В случае стеклянного осьминога маскировка помогает ему защититься не только от хищников, но и от детального изучения учеными.