29.03.2023
Михаил Орлов

Вулканические выбросы сделали островных сипух рыжими

2.7

Обыкновенная сипуха — ночной хищник, близкий родственник сов. Птицу можно встретить почти на всех континентах и множестве островов. При этом сипухи, населяющие мелкие отдаленные острова, окрашены темнее и чаще имеют рыжеватую окраску. В новой статье исследователи связали такое изменение цвета оперения птиц с выбросами вулканов.

Сипуха
Сипуха / © pinterest / Автор: Александр Литвинов

Окраска животных сильно зависит от окружающей среды, которую они населяют. Это связано и с необходимостью в маскировке, и с накоплением в их организмах различных соединений, и с множеством других факторов.

Авторы новой публикации в Journal of Biogeography заинтересовались, чем определяются вариации цвета оперения обыкновенной сипухи (Tyto alba). Это ночной хищник, который относится к тому же отряду, что и совы, но отличается от них формой «лица»: у сипух оно напоминает сердце. Tyto alba имеет размах крыльев чуть менее одного метра и примечательна светлым окрасом.

Обыкновенную сипуху можно встретить на всех материках, за исключением Антарктиды, а также на многих островах Тихого, Атлантического и Индийского океанов. Такой обширный ареал связан с очень большой изменчивостью внешнего облика птицы, которая затрагивает размер ее тела, окраску перьев и так далее.

Чтобы точно описать связь окраса с местом жительства птиц, авторы исследования рассмотрели свыше двух тысяч музейных образцов T. alba. Они представляют самые разные части природного ареала птицы, в том числе более 50 находящихся на огромном расстоянии друг от друга островов.

Как оказалось, цвет оперения сипух сложным образом зависит от их географического происхождения. Те птицы, что населяют крупные и расположенные неподалеку от материков острова, в целом светлее, чем живущие на самих континентах. С другой стороны, сипухи с мелких отдаленных островов оказались темнее прочих собратьев. К тому же они чаще имеют рыжеватую окраску.

Стоит отметить, что красноватый цвет перьев сипух определяется феомеланином. Этот пигмент очень похож на обычный меланин, который окрашивает кожу и волосы большинства из нас. Вот только феомеланин не образует гранул и имеет красноватый оттенок — именно он придает волосам некоторых людей рыжий цвет.

Авторы показали, что существенный вклад в более темную и рыжую окраску сипух вносит один необычный фактор окружающей среды. Речь идет о вулканизме, а точнее — о выбросах вулканического пепла при извержениях, а также образующихся на его основе почвах (так называемые андосоли).

Дело в том, что области недавней вулканической активности экосистемы обогащаются серой. Это усиливает синтез феомеланина в клетках, который зависит от тиолов — метаболитов, содержащих этот химический элемент. Выходит, яркая окраска сипух может быть связана с защитной реакцией организма птиц на высокие концентрации серы. Животные как бы изолируют ее излишки в виде феомеланина, содержащегося в оперении.

Однако это не объясняет более интенсивную темную окраску сипух на мелких островах. Биологи предполагают, что эта адаптация имеет уже другую природу — вероятно, она помогает ночному хищнику прятаться в густой растительности, характерной для мест их обитания.