16.08.2023
Юлия Трепалина

Радостные люди понравились лошадям больше грустных

4.7

Лошади способны различать радость и грусть у человека по выражению лица и интонациям. Эксперименты показали, что радостные лица и голоса кажутся животным более привлекательными, чем печальные.

Лошадь с пульсометром в виде пояса во время эксперимента / ©Plotine Jardat / Автор: Telestis Scaevinius

В исследованиях за последние нескольких лет ученые неоднократно демонстрировали, что собаки, кошки, лошади и даже козы умеют различать эмоции на лицах людей. Между тем это весьма необычно, поскольку мимика у всех этих видов принципиально различается: те же кошки, например, медленно моргают, показывая расположение, а у людей ничего подобного не отмечается. Понять, как именно животные улавливают наши эмоции, если мы выражаем их совсем не так, как они, непросто.

Прежние работы в этой области в основном концентрировались на проявлениях радости и гнева. Международная группа специалистов из Национального института сельскохозяйственных исследований Франции, Турского университета (Франция) и Университета Турку (Финляндия) выбрала для изучения более сложное сочетание — печаль и радость. Их выводы опубликовал журнал Animal Cognition.

«Грусть — особенно интересная эмоция, потому что в ней есть не только негативная составляющая, противоположная радости, положительной эмоции. Также для нее характерно пониженное эмоциональное возбуждение. Предыдущие исследования показывали, что лошади реагируют на эмоции — вроде гнева и радости — с повышенным эмоциональным возбуждением. <…> Мы решили узнать, могут ли лошади «считывать» признаки печали в голосе и на лицах людей, как они это делали в случае с радостью и гневом», — рассказала доктор ветеринарной медицины Плотин Жардат (Plotine Jardat), ведущий автор исследования.

К эксперименту ученые привлекли 28 лошадей. С помощью экранов и видеопроекторов им показывали человеческие лица, а также давали слушать голоса, выражающие грусть и радость. Ученые при этом наблюдали и анализировали поведение животных. Кроме того, у лошадей измеряли частоту пульса.

Результаты показали, что испытуемые различают звуковые и визуальные проявления радости и печали у людей. Когда исследователи сопровождали грустные лица радостными голосами или наоборот, лошади выглядели озадаченными и дольше разглядывали не соответствующие голосам изображения. По мнению ученых, это доказывает, что лошади способны правильно соотносить человеческую мимику и тон голоса, выражающие одну и ту же эмоцию, будь то грусть или радость.

Другим интересным открытием стало то, что лошадей, похоже, больше привлекают радостные люди. Во время опытов животные внимательнее, дольше и чаще разглядывали изображения с лицами, выражающими радость. Кроме того, при звуках радостных голосов их пульс учащался, а когда ученые давали слушать грустные интонации — напротив, снижался.

Чтобы лучше разбираться в том, как лошади воспринимают человеческие эмоции, нужны дополнительные исследования. Так, ученые намерены выяснить, могут ли лошади отличать грусть от других негативных эмоций и влияют ли проявления печали у людей на поведение этих животных при общении с человеком.

Это поможет выработать практические рекомендации для тех, кто взаимодействует с лошадьми. Например, ученые предположили, что для лучшего контакта с ними при общении нужно показывать радость. Такие советы, например, могут быть полезны участникам иппотерапии — это метод реабилитации с привлечением лошадей, применяемый для пациентов с неврологическими нарушениями, поведенческими и психическими расстройствами.