24 августа

Ученые подтвердили связь между красным вином, микробиотой и артериальным давлением

5.3

Авторы новой работы оценили, в какой степени состав микробиома кишечника может объяснить связь между потреблением пищи, богатой флавоноидами, с систолическим артериальным давлением.

Кадр из сериала «Игра престолов»
Кадр из сериала «Игра престолов» / © Giphy

Флавоноиды — класс веществ растительного происхождения, в основе структуры которых лежит скелет, состоящий из двух бензольных колец, соединенных трехуглеродной цепочкой. Употребление богатых этими полифенолами продуктов, например красного вина, зеленого чая, лука, ягод, груш, темного шоколада, положительно влияет не только на пищеварительную систему, но и на уровень артериального давления. И подобный эффект на 15% можно объяснить характеристиками микробиома кишечника, заявили ученые из Института глобальной продовольственной безопасности Королевского университета в Белфасте (Северная Ирландия). Исследование опубликовано в журнале Американской кардиологической ассоциации Hypertension.

Дело в том, что микробиом ЖКТ — множество микроорганизмов, обитающих в кишечнике — расщепляет флавоноиды. Микробиота индивидуальна, кроме того, ранее специалисты выявили различия в ее составе у людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями и без них. Поскольку ученые давно предполагают, что флавоноиды снижают риск развития подобных, зачастую смертельных недугов, авторы новой работы решили изучить связь между рационом, насыщенным этими природными соединениями, артериальным давлением и разнообразием микробиома кишечника.

В исследовании участвовали 904 взрослых жителя Северной Германии (от 25 до 82 лет, 57% — мужчины), данные о которых хранились в немецком биобанке PopGen. Ученые учитывали потребление определенных продуктов с высоким содержанием флавоноидов в течение одного года, показатели артериального давления после ночного отдыха, в состоянии покоя, и состав микробиома (его оценивали по РНК бактерий, выделенной из образцов кала). Кроме того, добровольцы заполняли анкеты об образе жизни, возрасте, индексе массы тела, количестве потребляемых килокалорий и клетчатке, вредных привычках, физической активности, назначенных лекарствах, а также наличии в анамнезе случаев ишемической болезни сердца.

Как показал анализ, респонденты — любители красного вина, ягод, груш и так далее имели более низкий уровень систолического артериального давления, зависящего от силы сокращений сердца и их числа в единицу времени, а также сопротивления стенок кровеносных сосудов. Помимо этого, кишечный микробиом этих участников работы оказался разнообразнее, чем у тех, кто не включал в диету содержащую флавоноиды пищу. В целом около 120 граммов ягод в день коррелировали со снижением уровня давления на 4,1 миллиметра ртутного столба, а 350 миллилитров вина в неделю уменьшали показатель на 3,7 миллиметра ртутного столба. Отчасти эту связь объяснили разнообразием микробиоты.

«В будущих исследованиях нужно изучать участников в соответствии с метаболическим профилем, чтобы точнее понять роль метаболизма и микробиома кишечника в регулировании воздействия флавоноидов на кровяное давление, — отметили ученые. — Индивидуальная вариабельность метаболизма флавоноидов может хорошо объяснить, почему некоторые люди получают больше преимуществ от продуктов, богатых этими соединениями, для защиты сердечно-сосудистой системы, чем другие». Но у работы были ограничения: к примеру, хотя авторы статьи провели корректировку, на результаты могли повлиять неучтенные факторы, такие как генетические предрасположенности и другие состояния здоровья, поэтому выводы не могут показать прямую причину и следствие.