Палеонтологи реконструировали ранних титанозавров Африки — Naked Science

Палеонтологи реконструировали ранних титанозавров Африки

Останки некрупного титанозавра из Танзании стали важной деталью для понимания происхождения и эволюции крупнейших древних рептилий.

dino0

Далеко не все динозавры были гигантами: размеры некоторых были сравнимы с крошечными колибри. Зато, например, аргентинозавры могли достигать длины 20-30 метров и массы в 70-80 тонн. До сих пор не ясно, как именно шло увеличение размеров тела у их предков и других великанов, собранных в группу титанозавров. Возможно, разобраться в этом помогут новые найденные окаменелости.

Дело в том, что до недавнего времени останки титанозавров обнаруживались только на территории Южной Америки, лишь в последние годы делаются находки и в Африке. Некогда эти континенты были объединены в Гондвану, однако ко времени расцвета титанозавров разошлись уже очень и очень давно. Новые окаменелости позволяют взглянуть на представителей «титанозавров восточного полушария» и дают новые подсказки касательно эволюции этой группы.

В статье, опубликованной в журнале Plos ONE, Патрик О’Коннор (Patrick O’Connor) и его коллеги сообщают о находке останков титанозавра на юго-западе Танзании, в долине реки Мтука. Живший в начале мелового периода, он получил название Mnyamawamtuka moyowamkia, что на местном диалекте суахили означает «создание из Мтуки» и «сердце в хвосте». Вторая часть связана с особенностью строения его хвостовых позвонков с необычным центром, напоминающим по форме сердце. На фоне своих родственников он смотрится довольно миниатюрным — около двух метров в высоту и массой примерно в тонну.

Реконструкция Mnyamawamtuka moyowamkia / ©Gorscak & O’Connor, 2019

Частичный скелет M. moyowamkia был обнаружен более 10 лет назад, однако анализ останков провели лишь недавно. Останки включают фрагменты скелета шеи, хвоста, туловища и конечностей. Их анатомия однозначно указывает на то, что этот зауропод принадлежал к ранним представителям титанозавров (Lithostrotia). В отличие от других известных титанозавров, кости его грудины еще не увеличены. Возможно, это связано с молодым возрастом — и этот представитель M. moyowamkia погиб, не достигнув зрелости.

Операторы миссии InSight пришли к выводу, что продолжать попытки бурения марсианской поверхности бессмысленно. Бур с инструментами для измерения теплового потока из недр красной планеты не смог погрузиться достаточно глубоко из-за недостатка трения с почвой — она оказалась слишком комкующейся.