28.08.2020
2 805

Ученые рассмотрели череп зародыша динозавра внутри окаменелого яйца

4.9

Палеонтологи провели «томографию» окаменелого яйца древнего завропода и реконструировали череп зародыша, оставшегося внутри.

Реконструкция черепа и расположения глаз зародыша
Реконструкция черепа и расположения глаз зародыша / ©Kundrat et al., 2020

Четвероногие растительноядные завроподы включали наиболее массивных динозавров, таких как диплодоки, брахиозавры и титанозавры, набиравшие более 100 тонн. Они были распространены на всех континентах, и останки их сегодня находят повсеместно. Так, в 2001 году палеонтолог-любитель Терри Мэннинг (Terry Manning) приобрел окаменелое яйцо у торговца из Аргентины. По его словам, оно было найдено в провинции Рио-Негро, в свите Аллен.

Местные отложения относятся к верхнему меловому периоду и датируются возрастом около 80 миллионов лет. В конце ХХ века неподалеку отсюда были впервые найдены яйца завропод — кладка титанозавра. Однако яйцо, в итоге попавшее к палеонтологу из Манчестерского университета Джону Наддсу (John Nudds), оказалось еще большей редкостью: оно сохранило частичные останки зародыша.

Образец был доставлен на французский синхротрон ESRF, где ему провели полную «рентгеновскую томографию». К сожалению, большая часть эмбриона оказалась разрушена, и ученые затрудняются однозначно определить вид динозавра, хотя склоняются к тому, что это был титанозавр. Зато им удалось восстановить анатомию крошечного трехсантиметрового черепа и различить у него некоторые «детские» черты, которые исчезали у взрослых завропод. Об этом рассказывается в статье, опубликованной в журнале Current Biology.

Окаменелый череп и реконструкция головы / ©Kundrat et al., 2020

Считается, что эти малыши были самостоятельны практически с рождения и должны были питаться и защищаться без помощи родителей. Скорее всего, первое время они избегали обычных для взрослых титанозавров открытых пространств и старались скрываться среди густой растительности. Эти гипотезы подтвердила и новая работа.

Так, судя по строению черепа зародыша, глаза у детенышей титанозавров еще не полностью разошлись по сторонам головы и могли обеспечивать стереоскопическое зрение. Роговой вырост на верхней челюсти, вряд ли полезный взрослым динозаврам, в «детский» период жизни мог служить неплохим инструментом защиты. Он также мог использоваться для того, чтобы пробить скорлупу яйца для вылупления.

Впрочем, отсутствие сопровождающих находок, точной датировки и большей части тела сильно затрудняют интерпретацию этих данных. Невозможно не только определить вид этого зародыша, но и его возраст, чтобы сказать, не исчезали ли описанные учеными черты уже к моменту появления на свет. Сейчас яйцо возвращено в Аргентину и помещено в один из местных музеев, а палеонтологи ожидают новых находок в соседних горах.