Пять самых маленьких и пять самых больших динозавров — Naked Science

Пять самых маленьких и пять самых больших динозавров

3.3

Пусть динозавры и вымерли десятки миллионов лет назад, палеонтологи регулярно находят новые окаменелости и открывают новые виды. Некоторые из них поражают своими размерами — как очень маленькими, так и очень большими.

Размеры динозавров

Чаще всего динозавры представляются относительно крупными существами: например, тираннозавр рекс высотой несколько метров. Если говорить о травоядных, то на ум первым делом приходят диплодоки — большие зауроподы юрского периода.

Однако, учитывая историю динозавров, насчитывающую миллионы лет, можно смело предположить, что существовало множество видов самых разных размеров. Начнем с тех, что поменьше.

Первое место: микрораптор

С перьями и четырьмя примитивными крыльями (по одному на каждой конечности) микрораптор раннего мелового периода напоминал попугая, но с крайне странными мутациями. Тем не менее это был настоящий раптор, хоть и по размерам он был всего около 60 сантиметров от головы до хвоста, а весил несколько килограммов. Учитывая вес микрораптора, палеонтологи считают, что он питался насекомыми.

Микрораптор / © Fred Wierum/Wikipedia

Второе место: лариозавр

Лариозавр обитал в морях, но размером был всего около 60 сантиметров и весом около девяти килограммов. Это одна из самых маленьких морских рептилий, обнаруженных на сегодня. Лариозавры вымерли в конце триасового периода, а им на смену пришли более крупные и свирепые плиозавры и плезиозавры.

Лариозавр / © Carnegie Museum of Natural History/Wikipedia

Третье место: микроцератопс

Микроцератопс, также известный как микроцератус, — самый маленький представитель отряда цератопсов. Он был примерно 25 сантиметров в высоту, 60 сантиметров в длину, а весил около семи килограммов. В отличие от своих куда более крупных сородичей — например, трицератопса и пентацератопса, — микроцератопс передвигался на двух ногах. Его ближайшим родственником был пситтакозавр — один из немногих динозавров, съеденных мезозойскими млекопитающими, а не наоборот.

Микроцератопс / © Johan Scherft

Четвертое место: рапторекс

Тираннозавр рекс — король всех динозавров — был примерно 12 метров от головы до хвоста и весил семь-восемь тонн. Однако один из его родственников — рапторекс, проживавший около 60 миллионов лет до него, весил всего лишь в районе 70 килограммов. Стоит также упомянуть, что некоторые считают нанотираннуса самым маленьким тираннозавром, но сегодня принято считать, что на самом деле он был юным Ти-Рексом.

Рапторекс / © Nobu Tamura/Wikipedia

Пятое место: европазавр

Когда речь заходит о зауроподах, люди чаще всего представляют себе огромных травоядных размером с дом — вроде диплодока и аргентинозавра. Но европазавр был немногим больше современного быка — около трех метров в длину и весом менее тонны.

Реконструированный череп европазавра / © Nils Knötschke/Wikipedia

Но, конечно, ходили по Земле и настоящие исполины.

Первое место: аустропосейдон магнификус

В 1953 году в бразильском муниципалитете Президенти-Пруденти в пригороде Сан-Паулу выкопали часть позвоночника и ребро. Эти окаменелости находились в музее более 60 лет до того момента, как бразильские исследователи смогли изучить их и объявить в 2016 году, что они принадлежат новому виду титанозавров. Размеры этих окаменелостей указывают, что взрослый аустропосейдон магнификус был 25 метров в длину. Судя по слоям агриллита и песчаника окаменелостей, он жил между 84 и 66 миллионами лет назад.

Аустропосейдон магнификус / © Vitor Silva

Второе место: дредноутус

Дредноутус был одним из самых крупных титанозавров. Он имел 26 метров в длину и весил около 59 тонн. Останки дредноутуса были обнаружены в каменных отложениях Южной Патагонии в Аргентине, где он проживал около 77 миллионов лет назад. Сейчас науке известен только один вид дредноутуса — Dreadnoughtus schrani.

Дредноутус в сравнении с человеком / © Steveoc 86/Kevin Yan/Wikipedia

Третье место: паралититан

Впервые Paralititan stromeri — единственный известный вид паралититана — был описан в 2001 году, после более ранних раскопок в 300 километрах от Каира. Тогда обнаружили 1,69-метровую бедренную кость, а также фрагменты лопаток, костей передних ног, зубов и позвонки. Открытие такой огромной бедренной кости позволило палеонтологам предположить, что паралититан мог бы потягаться размерами с самим аргентинозавром. В длину этот исполин был от 25 до 30,5 метра, а весил от 60 до 75 тонн. Жил паралититан в середине мелового периода, примерно 94 миллиона лет назад.

Паралититан в сравнении с человеком ростом 1,8 метра / © Prehistoric-Wildlife.com

Четвертое место: титанозавр Patagotitan mayorum

Судя по размеру, Patagotitan mayorum мог быть самым крупным сухопутным животным всех времен. Считается, что весил этот динозавр около 70 тонн, а в длину был 37,2 метра. Хотя некоторые ученые считают, что эти цифры преувеличены. Patagotitan mayorum проживал в Патагонии примерно 95-100 миллионов лет назад.

Patagotitan mayorum в сравнении со взрослым человеком, слоном и самолетом A 320 / © The Ancient Ones

Пятое место: аргентинозавр

Аргентинозавр известен науке с 1993 года. Изначально, в 1987-м на ранчо в Аргентине была выкопана окаменелость размером со взрослого человека. Фермер решил, что это кусок окаменелого дерева. В 1993 году выяснилось, что это окаменелость позвонка, принадлежавшего новому виду зауроподов.

Аргентинозавр в сравнении с автобусом / © Damir G. Martin

Несмотря на то что целых скелетов аргентинозавра не было обнаружено, расчеты размеров этого динозавра показывают, что в длину он был от 37 до 40 метров, а весил от 90 до 100 тонн.