Ученые проследили за эволюцией липидов в тканях млекопитающих
Сколтех

Ученые проследили за эволюцией липидов в тканях млекопитающих

Получены данные, показывающие, что в процессе эволюции представленность и концентрация различных жиров тканей млекопитающих сильно меняются.

Череп детеныша Australopithecus africanus (австралопитек африканский) с естественным эндокраном (внутренним слепком черепа) / ©Антропогенез.ру, кафедра антропологии, биофак МГУ, автор фото — А. Соколов

Специалисты из Сколтеха совместно с коллегами из Германии провели масштабное исследование, направленное на изучение жирового состава шести различных тканей у 32 видов млекопитающих. Полученные данные продемонстрировали, что в процессе эволюции представленность и концентрация различных жиров сильно меняются. Больше всего специфических эволюционных изменений было обнаружено у человека. Результаты исследования опубликованы в престижном научном журнале Molecular Biology and Evolution.

Липиды, к которым относятся жиры и еще ряд жироподобных веществ, играют большую структурную и функциональную роль в клетках живых организмов. Из жиров построены клеточные мембраны, жиры запасают энергию, а самое главное — липиды передают сигналы между клетками, в первую очередь в мозге.

Если генетические различия между видами уже хорошо изучены, то изменения липидного состава между разными группами живых организмов и эволюционные тенденции этих изменений в различных тканях до сих пор оставались практически неизведанными. Тем не менее ученые уже давно предполагают, что липидный состав может многое рассказать о процессе развития мозга в ходе эволюции и приблизить нас к пониманию тайны происхождения человека.

Эндокран Homo erectus (синантроп) / © Антропогенез.ру, кафедра антропологии, биофак МГУ, автор фото — А. Соколов

Ученые из Сколтеха провели широкомасштабный биоинформатический анализ липидного состава в тканях 32 видов млекопитающих, включая человека. В ходе исследования анализировались образцы тканей из коры больших полушарий головного мозга, почек, сердца, мышц, печени и мозжечка.

В результате было обнаружено множество специфических изменений липидного состава, характерных для того или иного вида живых организмов. Больше всего видоспецифичных изменений обнаружили у человека, а локализованы эти изменения были преимущественно в мозге.

«Интересно, что найденные нами человеко-специфичные липиды преимущественно вовлечены в метаболические пути, связанные с когнитивными заболеваниями, такими как болезнь Альцгеймера, Паркинсона, и другими нарушениями работы нервной системы. Получается, эти липиды важны для когнитивной деятельности человека, а это именно то, что отличает наш вид от других», — рассказывает первый автор исследования, научный сотрудник Сколтеха Екатерина Храмеева.

Сколтех

Меры, принятые более тридцати лет назад, оказывают положительное влияние на земную атмосферу.

Гидроксихлорохин, использующийся при лечении малярии, показал высокую эффективность против вируса SARS-CoV-2, особенно в сочетании с антибиотиком азитромицином. Правда, делать выводы о появлении потенциального препарата против этого патогена еще очень рано. Неясны также и причины по которым лекарства, созданные совсем от других болезней, могут оказаться эффективными против нового вируса.