Ученые проследили за эволюцией липидов в тканях млекопитающих — Naked Science
Сколтех

Ученые проследили за эволюцией липидов в тканях млекопитающих

Получены данные, показывающие, что в процессе эволюции представленность и концентрация различных жиров тканей млекопитающих сильно меняются.

Череп детеныша Australopithecus africanus (австралопитек африканский) с естественным эндокраном (внутренним слепком черепа) / ©Антропогенез.ру, кафедра антропологии, биофак МГУ, автор фото — А. Соколов

Специалисты из Сколтеха совместно с коллегами из Германии провели масштабное исследование, направленное на изучение жирового состава шести различных тканей у 32 видов млекопитающих. Полученные данные продемонстрировали, что в процессе эволюции представленность и концентрация различных жиров сильно меняются. Больше всего специфических эволюционных изменений было обнаружено у человека. Результаты исследования опубликованы в престижном научном журнале Molecular Biology and Evolution.

Липиды, к которым относятся жиры и еще ряд жироподобных веществ, играют большую структурную и функциональную роль в клетках живых организмов. Из жиров построены клеточные мембраны, жиры запасают энергию, а самое главное — липиды передают сигналы между клетками, в первую очередь в мозге.

Если генетические различия между видами уже хорошо изучены, то изменения липидного состава между разными группами живых организмов и эволюционные тенденции этих изменений в различных тканях до сих пор оставались практически неизведанными. Тем не менее ученые уже давно предполагают, что липидный состав может многое рассказать о процессе развития мозга в ходе эволюции и приблизить нас к пониманию тайны происхождения человека.

Эндокран Homo erectus (синантроп) / © Антропогенез.ру, кафедра антропологии, биофак МГУ, автор фото — А. Соколов

Ученые из Сколтеха провели широкомасштабный биоинформатический анализ липидного состава в тканях 32 видов млекопитающих, включая человека. В ходе исследования анализировались образцы тканей из коры больших полушарий головного мозга, почек, сердца, мышц, печени и мозжечка.

В результате было обнаружено множество специфических изменений липидного состава, характерных для того или иного вида живых организмов. Больше всего видоспецифичных изменений обнаружили у человека, а локализованы эти изменения были преимущественно в мозге.

«Интересно, что найденные нами человеко-специфичные липиды преимущественно вовлечены в метаболические пути, связанные с когнитивными заболеваниями, такими как болезнь Альцгеймера, Паркинсона, и другими нарушениями работы нервной системы. Получается, эти липиды важны для когнитивной деятельности человека, а это именно то, что отличает наш вид от других», — рассказывает первый автор исследования, научный сотрудник Сколтеха Екатерина Храмеева.