04.12.2022
Анна Новиковская
2 644

Ученые выяснили, что делает сов идеальными зимними охотниками

5.5

Зимой жертвы сов нередко прячутся под толстым слоем снега, и птицам приходится крайне точно определять положение мышей и полевок перед атакой. Теперь ученые поняли, как они это делают.

Перед атакой сова должна понять, где находится жертва / ©pixels.com

Бородатая неясыть — крупная сова с полутораметровым размахом крыльев, которой в год требуется не меньше полутысячи мелких грызунов. Бесшумно паря над землей, неясыть стремительно настигает жертв и поражает их точным ударом когтистых лап.

Однако если летом с охотой обычно проблем не возникает, то что делать зимой, когда землю в лесу покрывает толстый слой снега? Большинство мышей и полевок прячутся под ним от хищников, и летящая над ними неясыть никак не может увидеть грызунов, но все же каким-то образом исхитряется находить себе обед под сугробами.

Чтобы выяснить, как им это удается, биологи из Калифорнийского университета в Риверсайде (США) провели эксперименты в заснеженных канадских лесах, где обитают неясыти. Ученые закопали рядом с ямками, оставленными охотящимися совами, динамики, после чего с помощью акустической камеры проверили, возможно ли уловить низкочастотный шум, издаваемый жующим или роющим грызуном, с разных глубин.

Оказалось, что под полуметровым слоем снега камера улавливает только самые низкочастотные звуки до трех килогерц; все высокочастотные звуки, такие как пищание полевки, полностью поглотил сугроб. Вероятно, именно поэтому у бородатых неясытей такой крупный лицевой диск, диаметром до 11 сантиметров: он служит им «радарной тарелкой», помогая улавливать даже самые тихие шумы. Вносят свой вклад и мягкие перья крыльев, что гасят звуки полета и позволяют сосредоточиться исключительно на охоте.

Порой неясыти приходится постараться, чтобы извлечь грызуна из-под снега / ©flickr.com

Кроме того, ученые выяснили, что снег искажает источник звука, создавая «акустический мираж»: в то время как полевка находится в одном месте, звук как будто исходит из другого. Чтобы разрушить эту иллюзию, сова перед атакой ненадолго зависает в воздухе, окончательно корректируя положение добычи, после чего камнем обрушивается на нее с небес.

Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences.