Не упустите важные новости – подпишитесь на наш Telegram
Александра Медведева
1 549

Академик РАН рассказала об опытах по клонированию скота в России

4.2

Ученые из Федерального исследовательского центра животноводства имени академика Л. К. Эрнста смогли полностью реализовать технологическую цепочку клонирования. Кроме того, они показали, что клонированные животные сами могут приносить потомство.

Клонированный ягненок Конгур со своей суррогатной мамой и клонированная корова Цветочек/ © Анна Урманцева

Академик РАН и директор Федерального исследовательского центра животноводства имени академика Л. К. Эрнста Наталия Зиновьева рассказала в интервью «Газете.Ru» об успехах в области клонирования овец и коров в России. Например, в сентябре клонированному ягненку Конгуру исполнилось три месяца, а клонированной корове Цветочек уже два года. Более того, в декабре она сама станет матерью. Таким образом, ученые смогли доказать, что клонированное животное плодовито и от него можно получить потомство.

Само по себе клонирование коровы, конечно, нельзя назвать научным открытием, однако специалистам удалось полностью воспроизвести эту технологию и выстроить цепочку специалистов, работающих как единая команда. Это необходимо для создания технологической платформы для геномного редактирования сельскохозяйственных животных. В мире существует не так много лабораторий, которые владеют всей технологической цепочкой клонирования.

Помимо клонов, в институте уже есть отредактированные клеточные линии коров и овец. Так, в случае овец геномное редактирование позволило объединить в одном животном большую мышечную массу, крепкий костяк и многоплодие. А у коров ученые отключили ген белка бета-лактоглобулина — одного из сывороточных белков молока, на который у человека может возникать аллергия.

Однако, по мнению Зиновьевой, в будущем редактирование генома в первую очередь собираются применять не для решения задач «повышения продуктивности», а в других сферах. Например, если возникнут риски дальнейшего существования животноводства в его традиционном виде.

Перед учеными также может встать задача использования животных в качестве биореакторов для производства диагностических белков с молоком. Еще одна активно развивающаяся область — создание свиней — доноров органов для человека, а также задействование биоинженерных технологий для получения лекарственных белков с использованием генетически модифицированных животных.

Институт также занимается селекцией коров для импортозамещения сыров. Разное молоко может быть более или менее пригодно для производства сыра. Важную роль в этом играет белок каппа-казеин. Один из его вариантов связан с более высоким выходом сыра. Сейчас ученые стремятся увеличить число коров, которые несут этот вариант.