Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
29 сентября
Анна Новиковская

Постельные клопы выделяют гистамин, что может оказаться опасным для человека

4.5

Хотя клопы в постели — само по себе неприятное обстоятельство, обычно они ассоциируются лишь с болезненными ранками, которые оставляют на коже эти кровососущие насекомые. Однако теперь ученые выяснили, что клопы могут представлять еще большую угрозу для людей с непереносимостью гистамина.

Постельный клоп на коже человека / © wikipedia.org

Гистамин — химическое соединение, регулятор многих физиологических процессов, естественным образом выделяющийся нашим организмом. Наиболее часто гистамин выделяется при аллергической реакции, вызывая воспаление и предупреждая иммунную систему о потенциальной угрозе.

В нормальных условиях организм реагирует на выработку гистамина сыпью, отеканием кожи и проблемами с дыханием, однако у пациентов с непереносимостью гистамина последствия могут оказаться значительно хуже. Так, в 2007 году ученые выяснили, что при избытке гистамина у таких чувствительных пациентов могут развиться хронические головные боли, проблемы с желудочно-кишечным трактом, нерегулярный сердечный ритм и астма.

Теперь ученые выяснили, что угрозу для людей с непереносимостью гистамина представляют не только вещества, способные вызвать аллергическую реакцию, но и крошечные насекомые, прячущиеся в наших кроватях. Как оказалось, постельные клопы выделяют значительное количество гистамина при кормлении кровью: одно насекомое — примерно 50 микрограммов вещества за неделю.

Иными словами, даже тысяча клопов в постели (что сравнительно немного, обычно их куда больше) может «обеспечить» постоянного пользователя матраса 40 миллиграммами гистамина за неделю и примерно двумя граммами гистамина в год. При этом чем больше клоп высасывает крови, тем больше гистамина он производит.

Клопы из лабораторной колонии: их кормили не только кровью, но и солевым раствором, чтобы сравнить эффективность выделения гистамина / © phys.org

Сегодня постельные клопы становятся все многочисленнее, но обычно люди не придают их присутствию большого значения, ведь эти насекомые не переносят никаких опасных патогенов.

Теперь же нам придется пересмотреть отношение к клопам, поскольку повышенное выделение гистамина может негативно сказаться не только на людях, ежедневно проводящих несколько часов на «обеденном столе» клопов, но и на сельскохозяйственных животных. Так, например, птичники — излюбленное место обитания клопов, а ранее ученые обнаружили, что гистамин негативно влияет на яйценоскость кур.

Теперь исследователям предстоят дополнительные эксперименты с постельными клопами, чтобы выяснить, каким именно образом они производят гистамин и какую еще опасность могут представлять их казавшиеся безобидными укусы.

Исследование опубликовано в журнале Journal of Medical Entomology.