20.04.2022
Михаил Орлов
1 641

Биологи обнаружили новый вид глубоководных корономедуз

2.8

Корономедузы — группа кишечнополостных, которые обитают на большой глубине. Только что их список пополнился новым видом: биологи описали Atolla reynoldsi — крупную корономедузу с множеством напоминающих шипы выростов по краям зонтика.

Новый вид корономедузы Atolla reynoldsi
Новый вид корономедузы Atolla reynoldsi / © G. Matsumoto / Автор: Андрей Чернов

Род Atolla относится к типу стрекающих, а именно — корономедузам, и включает довольно распространенных обитателей так называемой полуночной зоны океана. Из-за большой глубины в нее не проникает солнечный свет, и там царит полная тьма. Зонтик Atolla ярко окрашен в алый цвет и окружен рядом щупалец, среди которых одно, как правило, заметно выделяется своей длиной.

Когда 15 лет назад ученые впервые повстречали представителя Atolla без характерного длинного щупальца, то просто не могли оставить его без внимания. Однако научное описание Atolla reynoldsi, крупной глубоководной корономедузы, сотрудники Исследовательского института-аквариума залива Монтерей в США (Monterey Bay Aquarium Research Institute) опубликовали только сейчас.

«Мы назвали этот потрясающий новый вид в честь Джеффа Рейнольдса (Jeff Reynolds. — Прим. ред.) и тех 4,3 миллиона часов работы, которые он и другие волонтеры посвятили аквариуму залива Монтерей за прошедшие 38 лет», — говорит исследователь Джордж Матсумото (George Matsumoto).

Он и другие авторы новой статьи в журнале Animals считают, что в заливе Монтерей обитают еще по меньшей мере два других пока не описанных вида Atolla. В скором времени ученые надеются дополнить фамильное древо этих корономедуз.

Пока же в род Atolla включены десять различных видов. Среди них Atolla chuni, A. gigantea и A. vanhoeffeni легко узнать. В то же время остальные виды отличить друг от друга куда сложнее — даже в случае, например, широко распространенной A. wyvillei.

Важным систематическим признаком Atolla ученые считают одно гипертрофированное щупальце. Оно может растягиваться настолько сильно, что становится в шесть раз больше диаметра зонтика медузы. Биологи считают, что это длинное щупальце нужно для более эффективного захвата медузой ее жертв, среди которых могут быть и другие стрекающие — сифонофоры.

На протяжении 15 лет работники местного института и тесно сотрудничающего с ним аквариума изучали и коллекционировали те экземпляры Atolla, которые лишены такого крупного щупальца. Наконец, наблюдений и данных молекулярной биологии оказалось достаточно, чтобы объявить об открытии нового вида Atolla reynoldsi.

По сравнению с ближайшими родственниками это довольно крупная корономедуза — максимальный диаметр ее зонтика достигает 13 сантиметров. Как и другие Atolla, A. reynoldsi имеет зонтик с желобками, отделяющими его широкий край с пальцеобразными выростами. Все вместе это напоминает корону, чем и объясняется название группы медуз.

Что делает новый вид необычным, так это волнистые щупальца, а также напоминающие бородавки выросты и зубчатые гребни на зонтике — подобные есть только у A. chuni, обитающей очень далеко от залива Монтерей, на юге Атлантики и вокруг Антарктиды.