21.05.2021
2 920

Биологи зарегистрировали новый рекорд скорости полета птиц

4.7

Как оказалось, обыкновенные стрижи, гнездящиеся на севере Европы, способны преодолевать более 800 километров в день во время миграций.

Стрижи
Стрижи — подотряд птиц отряда стрижеобразных. Известно 117 видов (численность может оцениваться по-разному, в зависимости от принципов систематизации) / © Creative photos

Птицы населяют все континенты планеты, включая внутренние части Антарктиды, и регулярно совершают одни из самых длительных миграций. Хотя маршруты и скорости перелетов различаются, у большинства таких теплокровных позвоночных животных перемещения весной происходят быстрее, чем осенью. Общая скорость миграции зависит от скорости полета, стиля и «энергопотребления» во время него, а также размеров тела.

Так, максимальную скорость ранее зафиксировали у более мелких птиц — около 200-400 километров в день. Для ласточек и стрижей, которые кормятся во время перелета, этот показатель, по оценкам, составляет 500 километров в сутки. Стрижи обыкновенные (лат. Apus apus) проводят «на крыле» до 10 месяцев, когда не размножаются, а еще ведут очень мобильный образ жизни, как и все представители их рода.

Биологи из Лундского университета в Швеции использовали данные отслеживания стрижей, гнездящихся в северной провинции Лапландия и мигрирующих в районы к югу от пустыни Сахара, чтобы проанализировать стратегии сезонной миграции, а также ее общую скорость. Результаты исследования опубликованы в журнале iScience. «Это особенные птицы. Благодаря их небольшому размеру, а также стратегии кормиться мухами в полете, они могут со временем генерировать высокие скорости миграции, — рассказала Сюзанна Окессон, один из авторов работы. — Обычным птицам, таким как кулики, утки и певчие, нужно провести некоторое время, сидя на земле в поисках пищи, прежде чем они полетят, но стрижи могут кормиться понемногу каждый день и питаться в полете».

Траектория миграций стрижей осенью (красные стрелки) и весной (зеленая) / © iScience

Стрижи покидают Лапландию каждый год примерно в середине августа и возвращаются на север в конце мая. Ученые отслеживали 19 стрижей осенью, когда они в среднем 20 дней находились в полете и 22 дня отдыхали, и 20 стрижей весной — 15 дней в пути с пятью днями остановки. Анализ погоды показал, что птицы рассчитывали время отлета, предвидя будущие ветровые условия. Как им это удается — до сих пор не известно, но, согласно более ранним исследованиям, пернатые чувствительны к изменениям атмосферного давления.

Обыкновенные стрижи, гнездящиеся в самой северной части европейского ареала, мигрируют более прямыми маршрутами, то есть короткими обходными путями, весной по сравнению с осенью. Дело в том, что весной у них есть шанс застать хорошие условия для попутного ветра, особенно на большой высоте. К тому же в это время года легче ловить насекомых и в итоге получить возможность сделать полет быстрее.

Тем не менее стрижи преодолевали огромные расстояния: в среднем более 9900 километров осенью и 7900 километров весной, что превышает показатели, зарегистрированные ранее. За сутки они пролетали порядка 570 километров, а самые быстрые стрижи — по 832 километра на протяжении девяти дней. Начальная часть маршрутов в основном проходила ​​на юг через Северную Европу осенью. Стрижи из этого региона быстрее южных собратьев, но почему — пока не ясно. Как предполагают ученые, это можно объяснить их выбором маршрута и ветровыми условиями во время старта, поскольку северные стрижи начинают мигрировать позже.