15.07.2020
3 848

Кондоры оказались способны пролетать более 150 километров без единого взмаха крыльями

4.4

Самые массивные из летающих птиц современности — андские кондоры — освоили невероятно экономичный планирующий полет: махать крыльями им приходится почти исключительно для взлета.

©Alvaro Moya Riffo

Размах крыльев андских кондоров может достигать трех метров, а масса — 15 килограммов. Это самые крупные крылатые падальщики и самые тяжелые из летающих птиц нашего времени. Их вес и размеры предъявляют весьма жесткие требования к энергетической эффективности и экономичности полета. И, похоже, в этом кондоры преуспели.

Они способны оставаться в воздухе часами и преодолевать более 150 километров, ни разу не взмахнув при этом крыльями. Скользя с одного воздушного потока на другой, кондоры движутся почти всегда в планирующем «режиме». Машущий полет занимает лишь около 1,3 процента общего времени — об этом Эмили Шепард (Emily Shepard) и ее коллеги из британского Университета Суонси пишут в новой статье, опубликованной в журнале PNAS.

В ходе полевых экспериментов, продолжавшихся с 2013 по 2018 год, ученые отслеживали движения восьми андских кондоров в Аргентине, прикрепив к птицам миниатюрные датчики, которые регистрировали каждый взмах крыльев, — и сохраняли GPS-треки их перемещений. В общей сложности было собрано около 250 часов записей, которые показали, что к машущим усилиям кондоры прибегают почти исключительно в моменты взлета или для торможения при посадке.

На взлет приходилось три четверти общего числа взмахов, но основное время полета птицы проводили в неподвижности, высматривая добычу далеко внизу. Рекорд составил 172 километра и пять часов, на протяжении которых один кондор не совершил ни единого взмаха крыльями. Для этого кондоры используют и погоду: ради максимальной экономии энергии большая часть полетов совершается ими, когда прохладно и ветрено. Ученые полагают, что похожим образом могли действовать гигантские археоптериксы и другие летавшие ящеры, которые достигали еще более крупных размеров.