Ученые предупредили о приближении периода «экстремальной» космической погоды — Naked Science

Ученые предупредили о приближении периода «экстремальной» космической погоды

5.4

Архивные данные показали, что наиболее опасной космическая погода становится в конце нечетных и начале четных циклов солнечной активности — и ближайший бурный период начнется в 2025 году.

©ESAA. Baker, CC BY-SA 3.0 IGO

Солнечная активность определяет состояние всего окружающего пространства. Она меняет потоки частиц и излучения, вызывает различные геомагнитные эффекты на околоземной орбите и так далее. Эта «космическая погода» может влиять на работу спутников и создавать серьезную угрозу здоровью космонавтов и другие угрозы — о чем в очередной раз напомнила работа ученых из британского Редингского университета, опубликованная в журнале Solar Physics.

Мэтью Оуэнс (Mathew Owens) и его коллеги проанализировали архивные данные об активности Солнца и поведения глобального магнитного поля Земли за последние 150 лет. Как и можно было ожидать, обычно они случаются в районе максимума 11-летнего солнечного цикла и тем сильнее, чем мощнее сам цикл. Кроме того, оказалось, что мощные геомагнитные бури и другие экстремальные проявления космической погоды чаще наблюдаются в начальной фазе солнечных циклов с четным номером и в конечной фазе циклов — с нечетным, подобных начавшемуся в 2019 году, уже 25-му за историю наблюдений.

«Эти находки могут повлиять на миссию NASA Artemis, в рамках которой людей планируется доставить на Луну в 2024 году, хотя полет и может быть отложен до конца 2020-х, —предупреждают авторы пресс-релиза, распространенного Редингским университетом. — Готовящиеся миссии <…>, возможно, следует ускорить, чтобы избежать периода экстремальной космической погоды».

В самом деле, судя по новым данным, наиболее опасных событий стоит ждать начиная примерно с 2025 года и вплоть до начала 2030-х, первой фазы следующего 26-го цикла. В это время полеты за пределы околоземной орбиты станут особенно опасными для здоровья людей. Поэтому в теории разработчикам проекта Artemis действительно стоило бы поторопиться.

Однако не стоит забывать, что подготовка такой пилотируемой миссии — крайне сложная и важная задача, которая и без того реализуется в большой спешке. Дополнительно ускорять ее — само по себе значит рисковать жизнями, возможно, даже больше, чем от встречи с последствиями какой-нибудь бури на Солнце.