01.06.2021

Новые опыты подтвердили эффективность «трансплантации» кораллов

4.7

Эксперименты показали, что пересадка устойчивых к обесцвечиванию кораллов способна спасти погибающие рифы.

©University of Pennsylvania, S. Matsuda

Глобальное потепление и загрязнение Мирового океана самым опасным образом сказываются на состоянии коралловых рифов — едва ли не самых богатых и разнообразных экосистем на планете. Тепловой стресс вызывает обесцвечивание кораллов, а следом — их гибель, превращая бывшие яркие морские оазисы в блеклые пустыни. Процесс этот развивается так стремительно, что, по некоторым оценкам, к концу столетия живых рифов может не остаться вовсе.

Неудивительно, что биологи разных стран ищут средства защитить кораллы. Некоторые их виды демонстрируют сравнительную устойчивость к потеплению воды, и еще несколько лет назад было предложено «пересаживать» такие кораллы на гибнущие рифы, чтобы те распространялись и поддерживали их в более-менее нормальном состоянии. Новая статья, опубликованная в журнале PNAS, подтверждает эффективность подобной «трансплантации».

Авторы работы — Кэти Бэротт (Katie Barott) из Университета Пенсильвании и ее коллеги — изучили кораллы с двух рифов близ Гавайев, переживших обесцвечивание в 2015 году. Ученые хотели проверить, как они перенесут пересадку на новые рифы, с другими условиями жизни (температурой воды, скоростью течений, количеством питательных веществ и освещения и тому подобное). Такие разные условия и предоставили им гавайские рифы: один из них располагается на мелководном побережье, а другой — в открытом океане. Поэтому кораллы с одного перенесли на другой — и обратно.

В течение шести месяцев биологи отслеживали состояние кораллов по скорости метаболизма и фотосинтеза, наращивания новых кальцифицированных «скелетов» и так далее. Кроме того, затем с ними экспериментировали в лаборатории, имитируя обстоятельства, запускающие обесцвечивание (стойкое повышение температуры воды).

Пережившие обесцвечивание кораллы отлично показали себя во всех случаях. Они переживали и пересадку в новые условия, и дополнительное воздействие тепла. При этом скорость размножения на новом месте оказалась выше у кораллов, которые прежде росли в открытом океане и в целом чувствовали себя лучше. Это, видимо, стоит учесть в будущем, если «трансплантация» кораллов будет проводиться в больших масштабах, для спасения рифов.