05.02.2021
3 983

Идентифицирована нейронная сеть, ответственная за склонность к алкоголизму

5.5

Истоки алкогольной зависимости увидели в сети головного мозга, которая регулирует реакцию на опасность, отвечает за принятие решений и оценку шансов человека на получение «награды» или «наказания» вследствие его же действий.

Кадр из фильма "Пьянь"
Кадр из фильма “Пьянь” / © Getty Images

Синдром зависимости от алкоголя — хроническое психическое прогредиентное заболевание, от которого ежегодно умирают свыше трех миллионов человек в мире. Ранее ученые предлагали множество нейробиологических механизмов, которые могли бы отвечать за развитие алкоголизма: зачастую упор делали на систему вознаграждения, лимбическую область и префронтальную кору головного мозга.

В последнее время для определения сети, ответственной за возможных «предшественников» алкогольной зависимости, использовали современные нейробиологические методы, в том числе оптогенетику. Так, авторы недавнего исследования, проведенного на крысах, заявили, что небольшая популяция клеток в миндалевидном теле стимулирует «нейроны аппетита» в ответ на потребление алкоголя и сладких напитков: грызуны с дефицитом экспрессии транспортера гамма-аминомасляной кислоты предпочитали спирт сладкому раствору. Другая работа предполагала, что на компульсивное употребление мышами алкоголя влияла активность в механизме, включающем прямые проекции из медиальной префронтальной коры в центральное серое вещество среднего мозга.

Однако остается вопрос, как с помощью этих результатов определить нейронные сети, способствующие началу алкогольной зависимости у людей? Для этого авторы нового исследования, опубликованного в журнале Science Advances, проанализировали данные более чем двух тысяч молодых людей 14 и 19 лет из Великобритании, Германии, Франции и Ирландии.

Орбитофронтальная кора головного мозга — участок префронтальной коры в лобных долях, принимающий участие в принятии решений, воспринимающий неприятную или чрезвычайную ситуацию, а затем отправляющий эту информацию в центральное серое вещество среднего мозга, которое решает, нужно ли нам избегать этих ситуаций.

Участники исследования сначала заполнили опросник, а затем прошли функциональную МРТ на основе задач «беспроигрышный или крупный выигрыш»: как оказалось, когда тинейджеры не получали денежного вознаграждения за выполнение заданий (что вызывало негативное чувство), связь между орбитофронтальной корой и центральным серым веществом оказывалась более сильной у тех участников, которые имели склонность к алкоголизму. По аналогии с этим добровольцы, демонстрировавшие более перевозбужденный путь регуляции между орбитофронтальной корой и центральным серым веществом, тоже проявляли тягу к алкоголю.

Как объясняют ученые, человек подвергается большему риску развития расстройств, связанных с алкоголем, когда эта нейронная связь между центральным серым веществом и орбитофронтальной корой нарушается. Происходит это за счет двух механизмов: употребление крепких напитков подавляет центральное серое вещество, так что мозг не способен более реагировать на негативные сигналы и игнорирует необходимость избегать опасности, тем самым заставляя человека чувствовать только преимущества употребления алкоголя, а не его побочные эффекты. Так исследователи объяснили навязчивое стремление к употреблению алкоголя.

Кроме того, у страдающих алкоголизмом бывает чрезмерное возбуждение центрального серого вещества: оно заставляет чувствовать, будто человек оказался в неблагоприятной или неприятной ситуации, от которой нужно избавиться — а для этого необходимо срочно выпить. В этом увидели причину импульсивного употребления алкоголя. «Мы обнаружили, что одна и та же нейронная регуляция сверху вниз может работать со сбоями двумя совершенно разными способами, но все же что приводит к подобному злоупотреблению алкоголем», — подытожил Тианье Цзя из Фуданьского университета в Шанхае (Китай).