30 августа
2 084

Однократного воздействия алкоголя оказалось достаточно для зарождения зависимости

5.3

Ученые рассмотрели различные эффекты однократного воздействия этанола на молекулярном, клеточном и поведенческом уровнях.

Кадр из фильма «Потерянный уикэнд»
Кадр из фильма «Потерянный уикэнд» / Paramount Pictures

Даже однократная интоксикация этанолом приводит к острым и стойким изменениям в головном мозге, сообщили немецкие ученые из Университетской клиники Гейдельберга, а также Гейдельбергского и Кельнского университетов. В их экспериментах алкоголь, в частности, повлиял на баланс синапсов и динамику митохондрий мышей и плодовых мушек Drosophila melanogaster. Об этом рассказывается в исследовании, опубликованном в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Чрезмерное потребление спиртных напитков в молодости — фактор риска формирования алкогольной зависимости в будущем. Помимо личных проблем, такое расстройство связано с поражениями головного мозга, развитием деменции, онкологическими заболеваниями, травмами, проблемами с печенью, депрессией, повышенным риском суицида и так далее.

Но какие изменения в мозге сопровождают переход от спорадического употребления алкоголя к хроническому? Авторы большинства научных работ изучали влияние алкозависимости на гиппокамп — отдел лимбической системы мозга. Однако целью немецких исследователей было выявить продолжительные изменения, которые могли бы опосредовать «память» о воздействии этанола.

«Мы хотели определить этанолзависимые молекулярные изменения. Они закладывают основу для постоянных клеточных изменений после однократной острой интоксикации этанолом. Эффекты однократного приема алкоголя мы изучили на молекулярном, клеточном и поведенческом уровнях», — рассказали ученые. Их гипотеза заключалась в том, что, подобно формированию памяти после одного урока, даже одна доза этанола может стать причиной развития зависимости.

Чтобы найти нейронные молекулярные корреляты острой интоксикации этанолом, провели опыты на мышах и плодовых мушках. В итоге изменения, вызванные приемом алкоголя, выявили, во-первых, в динамике митохондрий, которая играет роль в способности нейронов гипоталамуса контролировать уровень глюкозы и гомеостаз энергии в организме, а во-вторых — в балансе между синапсами, то есть местах контакта двух нейронов.

«При помощи визуализации мозга мышей, подвергшихся острому воздействию этанола, мы обнаружили острые и длительные молекулярные, клеточные и поведенческие изменения после однократной интоксикации этанолом у животных, ранее не употреблявших алкоголь. Иммунофлуоресцентный анализ также выявил укорочение начальных сегментов аксона (обладает более высокой возбудимостью по сравнению с другими участками нейрона. — Прим. ред.). <..> В совокупности наши данные свидетельствуют о том, что однократное воздействие этанола вызывает изменения, которые, в свою очередь, могут способствовать возникновению зависимости от этанола», — заявили авторы новой работы.

Изменения, спровоцированные приемом алкоголя, оставались постоянными: в более позднем возрасте у мышей и дрозофил наблюдали злоупотребление этанолом с последующим рецидивом.

По мнению ученых, аналогичный клеточный процесс происходит у людей, а обнаружение устойчивых изменений из-за однократного воздействия этанола — первый шаг к пониманию того, как прием небольших доз спиртного в раннем возрасте может впоследствии превратиться в зависимость.