Видео: редкая слоновая землеройка, которую начали считать вымершей — Naked Science

Видео: редкая слоновая землеройка, которую начали считать вымершей

3.7

Ученые заново открыли вид сомалийских слоновых землероек, представителей которого они не встречали почти 50 лет. Оказалось, эти мелкие млекопитающие вовсе не находятся под угрозой исчезновения.

Слоновая землеройка
Прыгунчиковые — семейство африканских млекопитающих. В настоящее время выделено в самостоятельный отряд прыгунчиков (Macroscelidea) / © Steven Heritage, Duke University Lemur Center

Слоновые землеройки (также известны как слоновые прыгунчики или сомалийские сенги) — маленькие насекомоядные млекопитающие, по внешнему виду напоминающие мышей, но, на самом деле, тесно связанные со слонами, ламантинами и трубкозубами. Эти крохотные животные, способные бегать со скоростью почти 30 километров в час, обладают отличительной чертой — носом в виде вытянутого хоботка, который они используют для охоты на насекомых.

И хотя в самих землеройках нет ничего необычного, один вид, обитающий в основном на Сомалийском полуострове, исследователи не встречали уже почти 50 лет, с конца 1970-х годов, и считали исчезнувшим для международного научного сообщества. Эти прыгунчики отличаются от других своих сородичей небольшой меховой кисточкой на хвосте. Фактически этих животных не видели живыми с 1968 года, поэтому мы что-либо знаем о них главным образом благодаря нескольким музейным образцам.

Однако недавно сомалийского слонового прыгунчика все же удалось обнаружить в восточноафриканском государстве Джибути в районе Африканского Рога, а еще исследователи, занимавшиеся поисками, впервые сделали фото и видео этой редкой землеройки в ее естественной среде обитания, сообщается на сайте Global Wildlife Conservation.

Сомалийскую слоновую землеройку удалось запечатлеть на видео / © Steven Heritage, Duke University Lemur Center

Экспедицию развернули именно в Джибути, поскольку местные жители, ведущие кочевой образ жизни, уверяли, что все же встречали таких слоновых землероек. На сухом каменистом ландшафте, в 12 разных местах, ученые установили 1259 ловушек с арахисовым маслом, овсяными хлопьями и дрожжевым экстрактом. К их удивлению, поймать сомалийского сенги получилось с первого раза.

«Это было потрясающе, — рассказал Стивен Херитедж, ведущий автор исследования. — Когда мы открыли первую ловушку и увидели меховой кончик хвоста, то просто переглянулись и не могли поверить свои глазам. Ряд исследований мелких млекопитающих, проведенных с 1970-х годов, не выявил сомалийских сенги в Джибути — по счастливой случайности нам удалось провернуть это так быстро!”

В поисках слоновых землероек / © Steven Heritage, Duke University Lemur Center

Всего команда наблюдала 12 сомалийских слоновых землероек и пришла к важному выводу: судя по всему, эти зверьки все же не находятся на грани вымирания и успешно процветают в Джибути, а также, вероятно, на Сомали и даже в Эфиопии, хотя размеры популяции пока сложно оценить.

«Обычно, когда мы заново открываем потерянные виды, то находим только одну или две особи, поэтому обычно нужно действовать быстро, чтобы предотвратить их неминуемое исчезновение, — объяснил Робин Мур, руководитель программы GWC. — Но мы сделали долгожданное и прекрасное открытие во времена, когда наша планета переживает столько потрясений. Это дает нам надежду на то, что и остальные виды мелких млекопитающих, которых разыскивают, еще не вымерли”.

По словам ученых, они планируют провести дополнительное исследование в 2022 году и начать отслеживать сомалийских слоновых прыгунчиков с помощью GPS, чтобы впоследствии узнать больше об их образе жизни.