08.10.2020
Мария Кривоченко
6 351

Муравьи научились использовать песок для орудийной деятельности

2.9

Ученые выяснили, что муравьи способны строить конструкции из песка для добычи жидкой пищи. В последнем эксперименте они создали нечто наподобие сифона и смогли безопасно вытянуть из контейнера до половины сахарного раствора, на поверхности которого им не удавалось держаться без дополнительных инструментов.

Муравьи во время эксперимента / ©Aiming Zhou et al. / Functional Ecology, 2020

Исследование провела команда из Хуачжунского сельскохозяйственного университета в Китае. Ученые взяли рабочих особей черных огненных муравьев, которые часто используют песок для добычи пищи — обычно в качестве абсорбента, — и проверили, как насекомые будут его применять в лабораторных условиях. Результаты исследования опубликованы в журнале Functional Ecology.

В эксперименте использовали крышечки от пластиковых бутылок. Сначала в них залили 15-процентный сахарный раствор — муравьи свободно плавали в нем и питались прямо из емкости. Затем в сироп добавили полисорбат-80 — вещество, которое снижало поверхностное натяжение жидкости. В таком растворе муравьи обычно тонули или медленно и с трудом выбирались.

На следующем этапе ученые залили обычный сахарный раствор и сироп с добавлением полисорбата-80 в разные крышечки и подпустили к ним целые колонии насекомых. Рядом с каждой емкостью ученые насыпали немного песка. Его муравьи использовали, когда видели опасность утонуть: они перенесли песчинки к крышкам и начали строить на их внутренних стенках нечто вроде сифонов, которые впитывали жидкость. Таким образом насекомым удалось достать почти половину пищи из «опасных» емкостей в течение пяти минут.

Муравьи во время эксперимента / ©Aiming Zhou et al. / Functional Ecology, 2020

«Этот исключительный навык изготовления инструментов снизил риск утонуть и предоставил муравьям больше места для сбора пищи», — отметил доктор Аим Чжоу, адъюнкт-профессор Хуачжунского сельскохозяйственного университета.

Результаты исследования показали, что черные огненные муравьи способны использовать подручные средства, чтобы добыть пищу. Кроме того, они могут оценивать, насколько опасны конкретные условия, и корректируют свое поведение в зависимости от них. Ученые добавили, что это первый задокументированный случай строительства сифонных конструкций животными.

Муравьи во время эксперимента / ©Aiming Zhou et al. / Functional Ecology, 2020

По словам доктора Чжоу, необходимо проводить больше исследований в этой области, потому что пока эксперименты идут только в лабораториях и исключительно с участием черных огненных муравьев, что ограничивает ученых. В будущем его команда планирует определить, способны ли другие виды муравьев пользоваться инструментами и создавать сложные конструкции.