Масштабное исследование древней рыбалки показало, какой рыбой регулярно питался человек — Naked Science
13.11.2018, 12:21

В исследовании изучались рыбные кости, найденные при археологических раскопках на индонезийском острове Алор, где обнаружили самые древние рыболовные крючки возрастом около 12 тысяч лет.

studycastsne

Ученые из Австралийского национального университета во главе с доктором Софьей Сампер Карро (Sofia Samper Carro) заявили, что в ходе исследования выявили сдвиг в методах рыбалки около 7 тысяч лет назад. Работа опубликована в Journal of Archaeological Science.

«Жители острова Алор рыбачили в открытых водах около 20 тысяч лет назад, а затем около 7 тысяч лет назад начали ловить лишь те виды рыб, которые обитали в рифах. Аналогичная картина наблюдается на соседнем острове Тимор, что свидетельствует о том, что изменение в поведении людей было обусловлено экологическими обстоятельствами. Похоже, это связано с изменением уровня моря и условий окружающей среды, хотя нельзя исключать и антропогенные изменения», — уверена Сампер Карро.

Сначала в исследовании использовался традиционный для биологии метод анализа, позволяющий определить места обитания рыбы, основываясь на археологических данных. По словам ученых, им пришлось экспериментировать с подходом из-за трудности идентификации костей 2 тысяч известных видов рыб, так как большинство найденных костей — очень похожие между собой позвонки.

Раскопки на острове Алор / © Australian National University

«В Индонезии насчитывается более 2 тысяч видов рыб, поэтому, чтобы соотнести кости с каждым из них, вам понадобится 2 тысячи видов рыб в сравнительной коллекции. Я потратила, вероятно, пять месяцев на то, чтобы сопоставить каждый рыбный позвонок с видом, и определила лишь 100 из 9 тысяч костей, поэтому начала искать другой метод», — рассказывает археолог.

Вместо этого ученый обратилась к геометрическим морфометриям, которые рассматривают небольшие различия в размере и форме физических объектов. Используя более 20 тысяч цифровых изображений и рисуя 31 точку на каждой кости, она смогла в цифровой форме идентифицировать вероятную среду обитания каждого позвонка.

Рыбные позвонки очень похожи между собой / © Australian National University

Это исследование стало первым, когда ученые смогли надежно определить место обитания рыбы с помощью позвонка, а новый метод представляет собой значительный шаг вперед в изучении поведения человека на протяжении всей истории.