11.05.2022
Анна Новиковская

Летучие мыши жужжат как шершни, чтобы отпугнуть сов

5.0

Итальянские ученые выявили, что пойманные большие ночницы издают «жужжащие» звуки, напоминающие сигналы жалящих насекомых. Как показали проведенные на совах эксперименты, хищники реагируют на жужжание шершня и «жужжание» безобидной летучей мыши одинаково — предпочитают избегать источник тревожного звука.

Большая ночница способна имитировать жужжание шершня, чтобы отпугнуть сову/©Ján Svetlík с сайта flickr.com / Автор: Андрей Чернов

Бейтсовская мимикрия, когда съедобный или безвредный вид имитирует несъедобный или опасный, давно известна и хорошо изучена на множестве видов, от насекомых до лягушек и змей. Чаще всего исследователи сталкиваются с визуальной мимикрией, когда вид-подражатель приобретает внешнее сходство с видом-моделью: например, безобидная молочная змея (Lampropeltis elapsoides) имеет такие же красно-черно-желтые полоски на теле, как и ядовитые коралловые аспиды рода Micrurus.

Куда реже ученые выявляют случаи акустической мимикрии, когда вид-подражатель добивается звукового сходства с моделью: например, бабочки-огневки подражают ультразвуковым сигналам, издаваемым бабочками-медведицами, чей вкус неприятен летучим мышам, — и рукокрылые перестают их ловить.

Впрочем, не одни насекомые «додумались» до такого изобретения: у самих летучих мышей тоже есть враги, которых также можно отпугивать с помощью звуков, напоминающих жужжание ос и шмелей. Именно такой случай зафиксировали итальянские ученые: пойманные ими большие ночницы (Myotis myotis), когда их брали в руки, издавали «жужжащие» звуки, напоминающие сигналы пчел и шершней.

Чтобы выяснить, зачем летучим мышам столь странные сигналы, исследователи сперва сравнили записи «жужжания» больших ночниц и перепончатокрылых насекомых, таких как медоносная пчела (Apis mellifera) и обыкновенный шершень (Vespa crabro). Затем они изучили реакцию сов (обыкновенных сипух Tyto alba и серых неясытей Strix aluco; для каждого вида взяли четыре дикие птицы и четыре выращенные в неволе) на «жужжащие» и «нежужжащие» звуки летучих мышей двух видов, а также на жужжание жалящих насекомых. Результаты исследования опубликованы в журнале Current Biology.

Структурное сходство между жужжанием перепончатокрылых насекомых и «жужжанием» летучих мышей (А) и поведенческие реакции сов на воспроизведение звуков (B, С): Am — жужжание медоносной пчелы, Mm — «жужжание» большой ночницы, Ctrl — контроль, социальный сигнал широкоухого складчатогуба, Vc — жужжание обыкновенного шершня. Сравнивались реакции наивных и опытных птиц, оценивалось количество реакций (B) и их интенсивность (С)/© 10.1016/j.cub.2022.03.052

Оказалось, в целом «жужжание» больших ночниц не особенно похоже на жужжание шершня: проведенный квадратичный дискриминантный функциональный анализ (qDFA) с процедурой перекрестной проверки показал 95,4% правильного различения звуков насекомых и звуков летучих мышей. Тем не менее этот показатель упал до 53,7%, когда оставили только те параметры криков, которые входят в диапазон слышимости сов: иными словами, с точки зрения хищной птицы при попытке поймать источник «жужжащего» звука риск угодить в осиное гнездо и шанс пообедать беспомощной летучей мышью примерно одинаковы.

В экспериментах с совами птицы реагировали на «жужжащие» звуки несколько по-разному, видимо, опираясь на имеющийся у них опыт. Запись «нежужжащего» сигнала широкоухого складчатогуба (Tadarida teniotis) чаще всего вызывала у них хищническую реакцию, а вот и жужжание насекомых, и «жужжащие» крики больших ночниц чаще провоцировали бегство. Таким образом, полученные данные однозначно свидетельствуют о том, что летучие мыши подражают перепончатокрылым насекомым, чтобы избегать хищников, — первый, но очень многообещающий пример акустической мимикрии среди млекопитающих.