15.09.2023
1 372

Какаду делают свои музыкальные инструменты по индивидуальному дизайну

5.1

Орнитологи из Австралии пришли к выводу, что черные какаду изготавливают свои барабанные палочки по индивидуальным «лекалам». Вероятно, это связано с тем, что каждая птица стремится издавать свой характерный звук.

Какаду делают свои музыкальные инструменты по индивидуальному дизайну
Какаду делают свои музыкальные инструменты по индивидуальному дизайну / © Getty images / Автор: Ирина Мельникова

Известно, что самцы черных какаду (Probosciger aterrimus) изготавливают музыкальные инструменты (своего рода ударные палочки), которыми барабанят по стволам деревьев гревиллеи главковой (Grevillea glauca). Так они общаются с другими особями — обозначают границы территории и привлекают самок. Звуки получаются довольно громкими, а ритм уникален для каждой птицы.

Ученые из университетов Австралийского национального, Квинсленда и Джеймса Кука (Австралия) решили больше узнать о том, как именно черные какаду, проживающие на австралийском полуострове Кейп-Йорк, в национальном парке Кутини-Пайяму, изготавливают барабанные палочки. Выводы своей работы орнитологи представили в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Какаду сначала делает пробную барабанную палочку, потом слушает получающиеся звуки, после чего модифицируют инструмент при помощи клюва. Если птицу не устраивает звук, то она может сделать еще пару новых палочек, подбирая ту, которая даст нужный результат / © YouTube

В общей сложности в течение нескольких сезонов ученые собрали 256 музыкальных инструментов попугаев, 227 из которых были сделаны из веточек, а 29 — из оболочек плодов гревиллеи. Исследовали проанализировали физические характеристики палочек: их длину, ширину, хорду, кривизну, количество сучков, оставшихся после того, как птицы удалили с них клювом мелкие ветки.

Кроме того, орнитологи оценили предпочтения каждой птицы в выборе материала. Они узнали, что попугаи чаще используют инструменты, сделанные из оболочек плодов вместе с ветками, если птицы с соседних деревьев пользуются исключительно ветками. Многие самцы при этом использовали только веточки, но ни один из тех, под деревом которого лежало больше шести инструментов, не стучал только плодовыми оболочками (лишь один из них пользовался по преимуществу кожурой таких плодов).

Исследователи пришли к выводу, что какаду изготавливают инструменты совсем не случайным образом. Длина и хорда музыкальных палочек довольно существенно различается у каждого из них, самцы индивидуально подбирали и материал для своих палочек, и их форму. При этом гревиллей в месте обитания какаду очень много, поэтому с дефицитом материала эти предпочтения никак не связаны. Вероятно, птицы используют разные формы и материалы инструментов для извлечения разных, индивидуальных звуков, характерных для каждой особи.