02.09.2021
2 231

Какаду оказались способны изготавливать разные типы инструментов

5.2

Чтобы добраться до семян крупного фрукта, индонезийские какаду могут использовать разные виды инструментов, включая «нож» и «ложку» из палочек.

©Carla Kishinami, Flickr

Некоторые птицы известны своими замечательными когнитивными способностями. Так, новокаледонские вороны могут делать инструменты из нескольких частей — прежде это считалось прерогативой лишь человекообразных. А австралийские пальмовые какаду используют «музыкальные» инструменты, издавая ритмичные звуки.

Их родственники, живущие на некоторых островах Индонезии какаду Гоффина, стали героями новой статьи, опубликованной в журнале Current Biology. Изучать их поведение в дикой природе крайне непросто, поскольку эти пугливые птицы живут в густой кроне тропического леса. Поэтому Береника Мёдушевска (Berenika Mioduszewska) и ее коллеги из Ветеринарного университета Вены наблюдали за пойманными какаду в вольере.

Какаду использует инструменты / ©Mark O’Hara, University of Veterinary Medicine Vienna

Птицам предлагали разнообразные фрукты, которыми они питаются на воле. Один из какаду сделал и использовал инструменты для того, чтобы добраться до семян плодов церберы сквозь толстую кожуру и мякоть. В группе из 15 птиц лишь две применяли такую тактику из раза в раз. Ученые собрали изготовленные инструменты и рассмотрели внимательно.

©Mark O’Hara et al., 2021

Обнаружилось, что их можно разделить на три разных типа: толстые и прочные палочки, чтобы вскрывать кожуру; тонкие и острые палочки, чтобы разрезать мякоть на манер ножа; наконец, палочки средней толщины, которые использовали как «ложки», чтобы подцеплять массу семян и отправлять в рот. Какаду Гоффина — одни из самых мелких, и такие инструменты позволяют им лучше справляться с крупными плодами.

Первые, толстые палочки изготавливались из целых веток. Вторые птицы получали, отделяя щепки нужных размеров и дорабатывая инструмент клювом. Как отметили биологи, в среднем для одного плода какаду задействовали восемь инструментов. Судя по тому, что такое поведение наблюдали лишь у некоторых птиц, оно не было унаследованным, а, скорее всего, стало результатом их личной «изобретательности».