02.09.2022
1 774

Орбиту планеты у двойной звезды впервые определили в 3D

4.8

Газовый гигант GJ 896Ab вращается вокруг одной из звезд в тесной паре красных карликов, двигаясь при этом в обратном направлении.

Над поверхностью GJ 896Ab видны звезды двойной системы: взгляд художника
Над поверхностью GJ 896Ab видны звезды двойной системы: взгляд художника / ©Sophia Dagnello, NRAO, AUI, NSF

Из тысяч известных сегодня экзопланет лишь несколько штук нашли с помощью астрометрии — сверхточных изменений в положении их материнских звезд. Притяжение достаточно массивного тела, вращающегося вокруг звезды, заставляет ее слегка колебаться, хотя отклонения настолько малы, что метод трудно назвать продуктивным. Однако недавно именно астрометрия помогла не только заметить новую экзопланету, но и впервые определить трехмерную структуру ее орбиты. Об этом открытии рассказывается в статье, опубликованной в The Astronomical Journal.

Ученые из Мексики, Германии и США наблюдали двойную систему GJ 896AB, которая находится всего в 20 световых годах. Она включает пару небольших и тусклых красных карликов массой в 44 и 17 процентов от массы Солнца. Их разделяет примерно такое же расстояние, как Нептун — от Солнца, полный оборот вокруг центра звезды делают за 229 земных лет. Для нового исследования системы астрономы использовали массив радиотелескопов VLBA, а также архивные данные наблюдений в оптическом диапазоне. Слабые колебания в движении большей звезды этого тандема показали, что вокруг нее обращается экзопланета.

Орбиты в двойной системе GJ 896AB / ©Sophia Dagnello, NRAO, AUI, NSF

Ученые подсчитали, что это газовый гигант в 2,3 раза тяжелее Юпитера, делающий годовой оборот за 284 наших суток. Орбита GJ 896Ab чуть меньше, чем у Венеры, и благодаря VLBA ее удалось определить во всех трех измерениях. Оказалось, плоскость орбиты этой экзопланеты наклонена на 148 градусов относительно орбиты самой двойной системы: фактически она движется вокруг своей звезды в противоположном направлении относительно вращающейся дальше «младшей» звезды. Ничего подобного в Солнечной системе не встречается.

Авторы работы отмечают, что красные карлики — самый распространенный вид звезд в Галактике, большинство из них находятся в двойных системах. Поэтому наши знания о них по-своему даже более значимы, чем все, что можно выяснить в рамках Солнечной системы. Они позволяют уточнять существующие представления о формировании и эволюции большинства планет, которые явно нуждаются в уточнении. «В частности, модели предсказывают, что такая большая планета вряд ли может быть соседкой столь маленькой звезды. Так что, возможно, эти модели стоит пересмотреть», – подытожил (Joel Sanchez-Bermudez), один из авторов исследования.