23.08.2022
2 649

Биологи нашли «гусеничную» бактерию, обитающую в ротовой полости

4.9

Похожие на палочки клетки нейссерий научились делиться не поперек, а вдоль, сохраняя связь друг с другом. Образуя похожую на гусеницу структуру, они надежнее закрепляются на месте.

Conchiformibius steedae: флуоресцентная микрофотография
Conchiformibius steedae: флуоресцентная микрофотография / ©Philipp Weber, Silvia Bulgheresi / Автор: Lampronia Auxilius

Наша ротовая полость дает приют сотням видов бактерий, хотя выжить там совсем непросто. Сложно даже оставаться на месте: эпителиальные клетки постоянно отслаиваются, и надолго закрепиться можно лишь на зубной эмали. Это стимулирует микробов кооперировать друг с другом, формировать устойчивые биопленки и даже нечто вроде многоклеточных коммун.

Такую способность демонстрируют бактерии Neisseriaceae: делясь, их клетки не расходятся, а образуют похожую на гусеницу структуру, каждая клетка которой удерживается на поверхности одним своим концом. Об этом ученые из Венского университета пишут в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

Сильвия Бальгерези (Silvia Bulgheresi) и ее коллеги изучили микробов семейства Neisseriaceae. Это грамотрицательные бактерии, среди которых встречаются и округлые кокки, и вытянутые палочки. Обычные клетки-палочки делятся поперек своей длинной оси, однако некоторые нейссерии, обитающие в ротовой полости, освоили другой способ размножения. Они делятся вдоль, причем новые клетки не расходятся, а остаются тесно связанными друг с другом. Образуется структура, напоминающая сегментированную гусеницу, лежащую на поверхности боком. Сообща, клетки лучше удерживаются на субстрате.

«Гусеница» Simonsiella muelleri под сканирующим электронным микроскопом / ©Sammy Nyongesa, Frédéric Veyrier

Ученые рассмотрели такие нейссерии под электронным микроскопом, обнаружив, что отдельные клетки в этой «гусенице» могут сохранять разные индивидуальные формы. Возможно, это свидетельствует о частичной специализации их функций: подобное поведение иногда действительно проявляется у одноклеточных, образующих биопленки и бактериальные маты.

Сопоставив геномы разных представителей семейства, биологи показали, что делящиеся вдоль нейссерии происходят от палочек, которые делятся, как обычно, поперек. Добиться этого эффекта генетическими манипуляциями ученым не удалось, хотя после определенных вмешательств они получили более вытянутые и утонченные клетки.