Кооперация для бактерий оказалась важнее конкуренции — Naked Science
Васильев1 Сергей

Кооперация для бактерий оказалась важнее конкуренции

Микробиологи показали, что кооперация с соседями разных видов позволяет бактериям намного успешнее расти и размножаться даже в условиях ограниченности ресурсов.

Кооперация у бактерий
Кооперация у бактерий / ©Alfred Pasieka, SPL

Эксперименты продемонстрировали, что перед лицом «общей угрозы» – например, антибиотиков, или нехватки пищи, – бактерии склонны «объединяться», а не противостоять друг другу. «В классическом понимании дарвинизма все дело в соперничестве. Наиболее приспособленный выживает, побеждая приспособленного хуже, – говорит профессор Копенгагенского университета Сёрен Сёренсен (Søren Sørensen). – Однако наша работа демонстрирует выживание наиболее кооперативных».

В статье, опубликованной в ISME Journal, Сёренсен и его коллеги описывают эксперименты с сообществами бактерий, которыми заселяли небольшие початки кукурузы. Ограниченность пространства и ресурсов стимулировала их конкуренцию, и ученые следили за развитием разных микробов и сообщества в целом, замеряя размеры биопленки, которую они образуют на поверхности початка. Авторы заметили, что наиболее успешные бактерии всегда оставляли место для жизни своим менее благополучным соседям, которые могли размножаться даже активнее, чем если бы росли в одиночестве.

Более того, такое соседство благоприятно сказывалось и на самых успешных бактериях: сообщество выигрывало в целом. По словам ученых, это происходит за счет быстрого возникновения «специализации», разделения труда, при котором разным микробам не приходится содержать некоторые метаболически затратные системы, разделив эти задачи друг с другом. Взаимозависимое и взаимосвязанное сообщество оказалось намного успешнее одиночных колоний, и биопленка вырастала втрое мощнее.

Сочетание сильного мороза и снега — а затем резкого потепления — в метеобюро Москвы объяснили просто: «Наступила другая климатическая эпоха». На Западе вовсе поговаривают про остановку Гольфстрима — то есть намекают, что холодные аномалии зимой в Европе могут стать нормой. Увы, в случившемся в мире этой зимой — что в Москве, что в Техасе — нет абсолютно ничего нового. «Аномальные» холода здесь и там повторяются год за годом. Это следствие одного экзотического, но регулярного события в южных морях. Впрочем, новая климатическая эпоха нас все-таки ждет. И американские ученые считают, что именно из-за нее подушевой ВВП в России вырастет вчетверо. Разбираемся, правы ли они.