23 августа
1 386

Древние жители Америки тратили на строительство курганов тысячи лет

3.9

Из-за изменения климата они покидали обжитые места, но потом возвращались и продолжали возводить гигантские земляные холмы с ориентировкой по звездам.

Если датировка курганов верна, то студенты Университета штата Луизиана ходят мимо сооружений, которые древнее египетских пирамид / ©LSU

В American Journal of Science опубликована работа ученых из Университета штата Луизиана (США), в которой представлены результаты исследования двух курганов, находящихся на территории университетского кампуса.

Вообще, на территории Северной Америки сейчас известно около 800 рукотворных курганов. Предположений об их создателях было и остается много. Когда европейцы пришли в Новый Свет, они не поверили, что эти курганы — дело рук коренного населения.

Таких рукотворных курганов в Северной Америке нашли уже несколько сотен / ©LSU

В результате возникали совершенно экзотические гипотезы: например, что существовала какая-то другая раса на территории Америки, представители которой и возвели земляные сооружения. На сегодня столь оригинальные предположения из научного дискурса выведены, однако вопрос о создателях курганов остается открытым. И это делает крайне важной их датировку.

Курганы, находящиеся на территории кампуса, в высоту достигают примерно шести метров. Исследователи под руководством Брукса Эллвуда (Brooks Ellwood) собрали керны осадочных пород из этих курганов. В них обнаружились слои пепла от сгоревших растений, а также обгоревшие фрагменты костей млекопитающих.

Радиоуглеродное датирование слоев материала дало неожиданный результат. Судя по всему, курганы строили на протяжении тысяч лет. Первый начали возводить около 11 тысяч лет назад, но работали крайне медленно. По мнению ученых, курган возводили в течение нескольких тысяч лет, слой за слоем, примерно до половины его нынешней высоты. Материал брали неподалеку: там до сих пор видно углубление в грунте.

Слои пепла и обугленные фрагменты костей, скорее всего, говорят о том, что курган использовали для церемониальных целей. Пока не ясно, какие виды млекопитающих были кремированы и почему, — это предмет дальнейших исследований. Но вернемся к строителям курганов.

По обугленным фрагментам костей пока сложно сказать, каких именно животных сжигали на кургане / ©LSU

Примерно 8200 лет назад этот курган, возведенный до половины нынешней высоты, был заброшен. Корни деревьев, найденные в слое отложений того периода, указывают на то, что курган не использовали около тысячи лет.

Ученые предполагают, что люди просто покинули это место: именно 8200 лет назад Северное полушарие пережило крупное климатическое событие — температура внезапно упала. Началось самое суровое глобальное похолодание голоцена.

Достоверные причины события неизвестны — возможно, они связаны с разрушением ледового щита в Северной Америке и вносом большого количества льда в море. Похолодание было настолько существенным, что привело к исчезновению ряда ранненеолитических культур в Европе. Очевидно, изменение климата затронуло коренных обитателей Северной Америки.

«Мы не знаем, почему они покинули курганы около 8200 лет назад, но знаем, что окружающая среда изменилась внезапно и резко, а это могло повлиять на многие аспекты их повседневной жизни», — сказано в работе.

Затем, около 7500 лет назад, люди начали строить новый курган к северу от первого. Однако на этот раз они взяли ил из поймы реки. Из этого ила слой за слоем возвели второй курган примерно до половины его нынешней высоты.

Потом они по каким-то причинам оставили строительство и вернулись к первому кургану. Его расчистили и постепенно возвели до нынешней высоты — и только потом вернулись ко второму. Строительство обоих курганов завершилось примерно шесть тысяч лет назад.

Один из соавторов работы — астроном Джеффри Клейтон (Geoffrey Clayton) — утверждает, что люди возвели земляные сооружения именно на этих местах, ориентируясь по звездам. Гребни обоих курганов расположены так, что совпадают с путем, по которому шесть тысяч лет назад на ночном небе поднималась звезда Арктур, четвертая по яркости на сегодняшнем небосклоне.