12.04.2023
Анна Новиковская
8 767

Ученые объяснили, почему крупные собаки живут меньше мелких

6.5

Исследователи назвали как минимум одну из причин, по которой собаки крупных пород в среднем живут меньше, чем мелкие. Дело в отборе на большой размер тела.

Породы собак
Собаки разных пород разительно отличаются по размеру / © Pixabay / Автор: Михаил Григорьев

Эксперты из Университета Аделаиды (Австралия) изучили причины различий в продолжительности жизни и смертности у 164 пород собак, начиная с чихуа-хуа и заканчивая немецкими догами. Проанализировав собранные данные, ученые обнаружили, что более крупные собаки чаще умирают от рака в более молодом возрасте по сравнению с более мелкими.

Выявленная взаимосвязь между размером тела собаки и продолжительностью ее жизни может быть вызвана стремительным увеличением габаритов собак в процессе искусственного отбора, за которым «не угнались» защитные системы организма, призванные уберегать его от рака. Результаты исследования, опубликованного в журнале The American Naturalist, согласуются с существующей теорией старения, известной как теория одноразовой сомы.

Эта теория основана на идее о том, что если организм вкладывает значительную часть своих ресурсов в рост и размножение, то на долголетие и здоровье, в частности на защиту от рака, их уже не хватает. Например, самки крыс становятся половозрелыми в месячном возрасте и за год могут произвести на свет до 80 крысят. Но уже в двухлетнем возрасте крыса начинает стареть, и редко какие зверьки доживают до четвертого дня рождения.

Поскольку большинство современных пород были выведены в течение последних столетий, у собак крупных пород не было времени на развитие адекватных систем защиты от рака, какими обладают другие крупные млекопитающие. Так что в будущем организмы собак крупных пород могут адаптироваться к изменившимся размерам тела. Возможно, доги и алабаи станут устойчивее к раку, но за это им придется «заплатить», к примеру, более редкими течками и меньшим числом щенков в каждом выводке.

Вполне вероятно, что адаптация крупных собак произойдет даже при продолжающемся отборе человеком, ведь заводчики обычно заинтересованы в том, чтобы их питомцы жили максимально долго, не страдая при этом от рака.

Современные звезды отличаются от звезд прошлых поколений разнообразием элементов. Но как отличить старые поколониия звезд от еще более древних? У тех и других металличность крайне низкая, а чтобы изучить историю звездообразования во Вселенной, нам нужны самые древние светила. Авторам нового исследования удалось найти отличительную характеристику таких звезд в нашей Галактике.