27 января

Разработано универсальное антитело, способное защитить человека от вируса SARS-CoV-2, большинства его «родственников» и их возможных мутаций

8.2

Моделирование структуры ADG-2 / ©Broad and potent activity against SARS-like viruses by an engineered human monoclonal antibody, C. Garrett Rappazzo et al., Science 25 Jan 2021: eabf4830, DOI: 10.1126/science.abf4830

Многообещающее антитело ADG-2 разработала группа специалистов из нескольких научно-исследовательских учреждений США, некоммерческих организаций и двух биотехнологических фирм. Результаты своей работы ученые опубликовали в рецензируемом журнале Science Американской ассоциации содействия развитию науки (AAAS).

Несмотря на впечатляющие достижения в деле создания вакцин, формирующих иммунитет к коронавирусу SARS-CoV-2, возбудителю Covid-19, их долгосрочная эффективность все еще под вопросом. Не столько из-за недостатков самих препаратов, сколько вследствие способности вирусов очень быстро мутировать. Причем большинство уже одобренных и только проходящих испытания вакцин используют в качестве мишени одни и те же части вириона.

Антитело ADG-2, которое сцеплено с отвечающим за прикрепление к целевой клетке доменом на капсиде вируса SARS-CoV-2. Микрофотография сделана методом криоэлектронной микроскопии / ©Broad and potent activity against SARS-like viruses by an engineered human monoclonal antibody, C. Garrett Rappazzo et al., Science 25 Jan 2021: eabf4830, DOI: 10.1126/science.abf4830

Речь идет о специальных структурах на оболочке вирусного капсида, которые отвечают за прикрепление к заражаемой клетке, — receptor binding domain (RBD). Эти области подвержены постоянным мутациям и могут сильно различаться между штаммами даже одного вируса, не говоря уже о родственных видах. Поэтому американские исследователи сфокусировали свои усилия на создании антител, которые могут быть более универсальными.

Такие агенты называются антителами широкого спектра (broadly neutralizing antibodies, bnAbs) и могут стать основой универсальных вакцин, способных защищать сразу от целого семейства вирусов. И путем длительных экспериментов удалось создать несколько кандидатов: ADG-1, ADG-2 и ADG-3. В результате отбора наиболее эффективным оказалось соединение с кодом ADG-2.

Его способность прикрепляться к коронавирусам проверили на культуре мышиных клеток, и она впечатляет. ADG-2 эффективно соединяется более чем с тремя десятками вариаций злополучного SARS-CoV-2, который сейчас терроризирует человечество. Ученые испытывали перспективное тело на вирионах самых разных штаммов, у которых RBD значительно отличаются. Что наиболее интересно, ADG-2 показал высокую способность прикрепляться и к различным «родственникам» возбудителя Covid-19 — вирусам подсемейства сарбековирусы.