15.12.2022
Анна Новиковская

Предки человека могли встать на две ноги, еще не спустившись с деревьев

4.5

Традиционно ученые полагают, что наши далекие предки перешли к двуногому образу жизни, когда их лесные местообитания начали сменяться открытыми пространствами. Однако наблюдения за дикими шимпанзе показали: чтобы встать на две ноги, не обязательно спускаться с деревьев.

Возможно, впервые став двуногими, наши далекие предки еще оставались древесными жителями / © Rhianna C. Drummond-Clarke

Долгое время антропологи считали, что появлению у наших далеких предков привычки подниматься на две задние ноги способствовала необходимость перемещаться между отдельными участками леса, разбросанными по открытой саванне. В высокой траве, рискуя стать добычей хищников, эти древние приматы должны были постоянно осматриваться по сторонам и вдобавок не подставлять спины палящему солнцу, что и вынудило их оторвать передние конечности от земли.

Некоторые из наших ближайших биологических родственников до сих пор живут в схожих условиях: так, шимпанзе из долины Исса в Западной Танзании заселяют небольшие участки леса, перемежаемые сухой саванной. И хотя эти обезьяны нередко поднимаются на две ноги, исследователи с удивлением обнаружили, что чаще всего они это делают вовсе не на земле.

Чтобы это выяснить, ученые из Калифорнийского университета (США) проанализировали около 2850 видеозаписей локомоторного поведения 13 взрослых шимпанзе (шести самцов и семи самок), особенно отмечая, где происходило действие — на земле или на деревьях. Хотя исследователи ожидали куда чаще видеть танзанийских шимпанзе на земле, на самом деле те проводили на деревьях столько же времени, что и их родственники из других, более лесистых частей Африки.

Более того, большую часть случаев хождения на двух ногах — около 85 процентов — зафиксировали на деревьях, когда обезьяны шли по веткам. Иными словами, вполне возможно, что не осушение среды обитания и смена лесов саванной вынудили предков человека стать двуногими: они поднимались на обе задние конечности, еще будучи чисто древесным видом.

Шимпанзе пробирается по ветвям деревьев, периодически опираясь только на две задние конечности / © phys.org

Таким образом, одна из главных характеристик современного человека — умение передвигаться на задних конечностях, — скорее всего, развилась не из-за смены климата, ведь шимпанзе в аналогичной среде обитания не торопятся спускаться с деревьев и успешно осваивают двуногое хождение, стоя на ветках.

Теперь ученым предстоит провести дополнительные наблюдения за обезьянами в разных частях ареала, чтобы попытаться разрешить эту эволюционную загадку.