Биологи: «старые» сперматозоиды дают более здоровое потомство — Naked Science

Биологи: «старые» сперматозоиды дают более здоровое потомство

Эксперименты на аквариумных рыбках показали, что чем позднее сперматозоид оплодотворит яйцеклетку, тем более здоровым вырастет потомство.

sperm0

Производство половых клеток (гамет) у женщин и мужчин резко различаются. Первые уже появляются на свет с определенным числом яйцеклеток (ооцитов), которые в течение жизни частично «расходуются», а частично погибают. Мужчины же производят сперматозоиды в течение всего периода половой зрелости, с каждой эякуляцией выбрасывая их десятками миллионов, чтобы в следующий раз их место заняли новые миллионы.

Однако если сперматозоиды сохраняются дольше и оплодотворяют яйцеклетку позднее, потомство может быть более здоровым. К такому выводу пришли биологи, которые поставили эксперименты с рыбками данио-рерио. Команда, работавшая под руководством Саймона Иммлера (Simone Immler), представила свои результаты в статье, опубликованной в журнале Evolution Letters.

«Один самец может производить тысячи и миллионы сперматозоидов для каждой эякуляции, и лишь единицы из них выживут и оплодотворят яйцеклетку, — говорит Саймон Иммлер, профессор Уппсальского университета. — До сих пор считалось не слишком важным, какой именно из сперматозоидов достигнет этого. Однако мы показали, что существуют значительные различия между разными гаметами и их влиянием на потомство».

В лабораторных условиях ученые провели забор половых клеток у самок и самцов рыбок данио. Сперматозоиды разделили на две группы —  более «молодые» и более «старые» — и провели искусственное оплодотворение икры. Потомство выращивалось в течение двух лет, и авторы следили за состоянием рыбок в двух группах.

Обнаружилось, что потомки «старых» сперматозоидов отличались в целом лучшей физической формой, достигали больших размеров и жили дольше, нежели их собратья, родившиеся от сперматозоидов «молодых». «Этот неожиданный вывод указывает на важность механизмов селекции сперматозоидов, их влияние на состояние последующих поколений», — добавляет профессор Иммлер. Теперь его команда планирует выяснить, какие именно различия между теми и другими сперматозоидами могут быть ответственны за эти эффекты.

Психологи Санкт-Петербургского государственного университета проследили механизм выделения главных признаков объекта, - центральный для успешного мышления. Также они выяснили, насколько его успешность зависит от взаимодействия вербальных и образных процессов. Результаты исследования помогут усовершенствовать методики развития понятийного мышления, дефицит которого в последнее время наблюдается как у школьников, так и у образованных взрослых.

В связи с пандемией коронавируса многим работодателям пришлось отправить своих сотрудников по домам: кого-то отдыхать, кого-то – работать удаленно.