21.06.2022
Анна Новиковская
1 050

Выживанию одной из крупнейших птиц угрожают домовые мыши

3.5

Домовая мышь — один из самых опасных инвазивных видов, и, как выяснили ученые, особенно большую угрозу она представляет для видов-долгожителей с медленными темпами размножения. Такие выводы сделали после изучения популяции редчайшего вида альбатросов, который может вымереть в ближайшем будущем из-за мелкого грызуна, разоряющего его гнезда.

Тристанский альбатрос — крупная птица с размахом крыльев около трех метров — может исчезнуть из-за зверька, легко умещающегося у него в клюве / ©pixels.com / Автор: Regulus Tremerus

Тристанский альбатрос (Diomedea dabbenena) встречается только на архипелаге Тристан-да-Кунья в южной части Атлантического океана, и численность этих величественных птиц постоянно сокращается в течение последних 40 лет, в основном из-за хозяйственной деятельности человека и разорения гнезд инвазивными видами, такими как свиньи и мыши.

Альбатросы — долгожители среди птиц, сохраняющие способность к размножению даже в возрасте 65 лет. За это они «расплачиваются» медленными темпами размножения, связанными с поздним наступлением половой зрелости, малым числом птенцов и тем, что не каждый год репродуктивная пара решается завести потомство.

Теперь оказалось, что угрозу выживанию альбатросов, одних из самых крупных птиц на Земле, представляют одни из самых мелких млекопитающих — домовые мыши (Mus musculus), завезенные на острова человеком. Хотя эти зверьки редко нападают на взрослых птиц, они представляют серьезную угрозу для беспомощных птенцов, сидящих в наземных гнездах.

Изучив данные, собранные с 2004 года по настоящее время, ученые обнаружили, что почти половина птенцов тристанского альбатроса не достигает зрелости из-за нападений мышей, а это означает потерю примерно 2000 особей. Таким образом, хотя численность гнездящихся пар остается стабильной, роста популяции не происходит, и вид остается малочисленным.

Несмотря на серьезные раны, оставленные мышиными зубами, эта самка продолжает оберегать своего птенца. К сожалению, скоро ей придется улететь за пищей / ©goughisland.com

Ученые предполагают, что единственный выход в сложившейся ситуации — полное уничтожение мышей на островах, где размножаются альбатросы. В таком случае птицы смогут безопасно оставлять птенцов на время сбора пищи в открытом океане, и уже через 30 лет это приведет к росту их численности в два-восемь раз.

Исследование опубликовано в журнале Journal of Applied Ecology.