Какие профессии востребованы сегодня?
22 июня
ПНИПУ

Разработка Пермского Политеха позволит избежать коррозии оборудования на калийных рудниках

4.6

В теплое время года на калийных рудниках образуется избыточная влага. Воздух попадает в шахту и охлаждается, выпадение влаги и соляные породы создают условия для коррозии оборудования. Это ухудшает устойчивость выработок и приводит к размыванию почвы. Использовать теплотехнические средства для осушения воздуха затратно, поэтому сейчас применяют системы автоматического проветривания рудников. Ученые Пермского Политеха и Горного института УрО РАН усовершенствовали процессы их работы.

Шахтная вентиляторная рециркуляционная установка в руднике / ©Пресс-служба ПНИПУ

Разработка позволяет автоматически управлять микроклиматом и предотвращать появление влаги в шахте. Результаты исследования пермские ученые опубликовали в журнале «Недропользование» (2022). Работа выполнена при финансовой поддержке РНФ. Системы осушения уже внедрили на всех рудниках ОАО «Беларуськалий».

«На калийных рудниках проблема излишней влажности особенно актуальна. В воздухе и на почве образуются агрессивные компоненты, которые наносят значительный ущерб на всех участках шахты. Выпадение влаги приводит к коррозии и аварийности оборудования и транспорта, нарушениям в системах автоматики и энергоснабжения. Из-за накопления конденсата горным машинам, которые доставляют рабочих до забоев, зачастую сложно проезжать.

Вентиляционная автоматическая дверь / ©Пресс-служба ПНИПУ

Кроме того, физико-механические свойства горных пород ухудшаются из-за того, что они впитывают влагу. Выработки и залежи становятся менее устойчивыми, что повышает опасность работ в этом месте», – поясняет один из разработчиков, профессор кафедры «Разработка месторождений полезных ископаемых» Пермского Политеха, доктор технических наук Артем Зайцев.

Замеры в шахтных условиях / ©Пресс-служба ПНИПУ

По словам ученых, использование специальных средств осушения или охлаждения воздуха требует неоправданно больших затрат или разработки дополнительного оборудования.

Свод горной выработки калийного рудника / ©Пресс-служба ПНИПУ

«Создать наиболее эффективные и надежные системы вентиляции можно с помощью систем автоматического управления проветриванием. Они позволяют исключить избыточную подачу воздуха в шахту. Эти системы помогут улучшить распределение воздуха, что повысит безопасность горных работ и сократит энергозатраты на вентиляцию рудника», – рассказывает ученый.

Замеры скорости воздуха в шахтных условиях / ©Пресс-служба ПНИПУ

Исследователи изучили работу систем автоматического управления проветриванием на руднике. Они выяснили, что количество конденсата в теплое время года определяется расходом воздуха, его микроклиматическими параметрами и температурой горных пород. Ученые доказали, что автоматическое управление позволяет распределять воздух на рудниках более равномерно и снижать его влажность. Кроме того, перемещение систем проветривания ближе к вертикальным выработкам помогает осушать большее количество помещений, считают ученые.